История происхождения и развития шрифтов

Создание новых шрифтов и творческая переработка существующих не могут быть успешно осуществлены без знания истории развития письменности, без знания основных этапов в развитии современного алфавита и соответствующих ему шрифтов.

Суть проблемы:

Посмотреть на форуме.

Возникновение письменности

Письменность является продуктом развития языка и целиком определяется требованиями, предъявляемыми к ней языком, а также наряду с другими факторами развития общества стала влиять на развитие языка. Язык и письменность с течением времени развиваются и совершенствуются, совершенствуется и алфавит, как совокупность знаков.

Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи в письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" происходит от двух первых греческих букв: "альфа" и "бета". В прошлом в России вместо названия "алфавит" употребляли слово "азбука", которое происходило от первых двух букв русского алфавита: "аз" и "буки". Знаки алфавита называются буквами. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом.

Буквы алфавита являются не случайными фигурами, произвольно намеченными изобретателем. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или не одушевленного предмета. Изменения в развитии алфавита происходили сравнительно медленно, по мере появления новых требований со стороны развивающегося языка.
Шрифт как конкретное воплощение алфавита непосредственно связан с инструментами и материалами, с помощью которых осуществляется письмо. Он в большей степени, чем алфавит, обусловливается материальной культурой общества и его эстетическими нормами, вследствие чего вместе с ними шрифт постоянно претерпевает заметные изменения.

Пиктографическое письмо.Ещё на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружающей его действительности и своё отношение к ней. Вначале для этого служили различные предметы, связанные с тем или иным событием и напоминавшие о нём.
Позже стали употреблять различные условные знаки в виде раковин, камешков, узелков, зарубок, палочек и т.д. С течением времени система сочетаний этих знаков уточнялась и усложнялась, превратившись в так называемое предметное письмо (узелковое, из раковин и т.п.).

У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное, или пиктографическое письмо. В этой системе письма определенные события изображались в виде рисунка, примитивного и весьма условного. В частности, картинное письмо до самого последнего времени употреблялось у североамериканских индейцев.

Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного предмета. Такие знаки-символы по своей форме часто уже не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обозначались. Появились знаки, соответствующие отвлеченным понятиям. Такой вид письма называется образно-символическим или идеографическим.

Наиболее ранним идеографическим письмом является клинопись,Ассиро-вавилонская клинопись. созданная в четвертом тысячелетии до нашей эры шумерами. Позже клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.
В VI веке до нашей эры клинопись усвоили персы. Наряду с обозначением целых слов они стали обозначать определенными фигурами отдельные звуки речи, однако к алфавиту не перешли.

К образно-символическому письму относятся также китайские иероглифы (от греческого слова hieroglyphoi - священная резьба), появление которых отмечается в третьем тысячелетии до нашей эры. Основой китайских иероглифов являлись упрощенные изображения различных предметов. Особенно хорошо это видно в древнем китайском письме. Для обозначения отвлеченных понятий и глаголов в древнейшем китайскомОбозначение глаголов и отвлеченных понятий в древнекитайском иероглифическом письме. письме широко использовались сочетания иероглифов, изображающих материальные предметы. Так, например, глагол «рвать» обозначался знаком «дерево» и расположенным над ним знаком «рука» (19, 21), слово «светлый» изображалось сочанием знаков «солнце» и «месяц» (22. 25), глагол «петь» - знаками «рот» и «птица» (26—29), «слушать» - знаками «дверь» и «ухо» (30, 31).

Иероглифическая письменность сохранилась до настоящего времени и существует в трех странах мира — Китае, Японии и Корее.

Пример современного китайского иероглифического наборного письма.

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо. Иероглифические надписи уже встречаются на памятниках и в пирамидах, сооруженных египтянами около трех тысяч лет до нашей эры. Древнеегипетские иероглифы представляют, как правило, знаки, начертание которых точно воспроизводит форму обозначаемого предмета.

Постепенно форма иероглифов упрощалась и изображения предметов приобретали все большую условность. Таким образом появилось созданное жрецами так называемое иератическое письмо. Наконец, самой упрощенной формой египетских иероглифов явилось демотическое письмо - гражданская скоропись, знаки которой лишь отдаленно напоминали обозначаемые ими предметы.
Пример постепенного упрощения знака «Сова» в египетском письме.Особенности каждого из трех видов египетского иероглифического письма хорошо видны при сопоставлении знаков «сова». Левый знак, наиболее подробно воспроизводящий форму предмета, относится к иероглифическому письму, средний, упрощенный,— к иератическому и правый, почти утративший связь с исходной формой,— к демотическому письму.

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому - фонетическому. Со временем иероглифы стали применяться для обозначения слогов, а потом и звуков. Для этого использовались иероглифы, начальные звуки которых совпадали с требуемым звуком. Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти таких букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлен не был.

Синайская надпись (XIII-ХIV века до н.э.)В 1904-1906 гг. были открыты так называемые синайские надписи, относящиеся к XIII-XIV векам до нашей эры. Знаки этих надписей во многом напоминали египетские иероглифы, но их система представляла законченный алфавит. Создателями этого наиболее древнего алфавита являлись гиксосы - полукочевой прасемитический народ. Они завоевали Египет и господствовали там несколько столетий, пока не были изгнаны окрепшими египтянами. Гиксосы восприняли высокую египетскую культуру и на базе египетских иероглифов, достаточно уже для этого подготовленных, создали свою письменность, основой которой явился алфавит.

Древние семиты, перенявшие письменность гиксосов и усовершенствовавшие её, долгое время считались первыми создателями алфавита. Основанием для этого служил найденный в 1869 году камень с надписью моавитского, царя Меши, относящейся к 896 году до нашей эры (моавитяне - одна из ветвей древнееврейского народа, жившего к востоку от Мертвого моря). Финикияне, ведшие торговля со многими странами, значительно улучшили древнесемитическую письменность, сделав ее исключительно фонетической.

Греки познакомились с семитической письменностью еще во втором тысячелетии до нашей эры и примерно в Х веке до нашей эры создали свой алфавит на основе финикийского. Они ввели обозначения гласных звуков, отсутствовавшие в финикийском алфавите. Происхождение греческого алфавита от древнесемитического подтверждают сохранившиеся названия многих букв. Например, греческой букве "альфа" в семитическом алфавите соответствует буква "алеф", букве "бета" - "бет", "дельта" - "далет" и т.д. Греческое письмо первое время было левым, как это имеет место в семитическом письме.

Сосуд Дуэна с древней латинской надписью (V век до н.э.)Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой были созданы различные варианты латинского алфавита. Древнейшим памятником латинской письменности является так называемый сосуд Дуэна, относящийся к V веку до нашей эры. Надпись на сосуде выполнена также левым направлением.

После объединения Римом Италии в первом веке до нашей эры был введён единый латинский алфавит, сохранившийся практически без изменений до нашего времени. В новом алфавите были устранены дополнительные значки, имевшиеся в ранних латинских алфавитах, усложнявшие письмо и затрудняющие чтение. Латинский алфавит стал распространяться в Западной Европе и вскоре стал там основным алфавитом.

Огромное значение для развития шрифтов в первой половине XV века имело появление книгопечатания с применением подвижных литер. Книгопечатание существовало и ранее, однако печатание производилось с досок, на которых вырезались тексты. Впервые этот способ был применен в VI в Китае. В Китае же в IX веке существовало книгопечатание подвижными литерами из обожженной глины. Изобретателем этого способа считается кузнец Пи-шень.

Повсеместное использование подвижных литер для книгопечатания началось только после разработки этого способа Иоганном Гутенбергом. Он применил для массового производства литер резные пуансоны и матрицы, выдавливаемые с помощью пуансонов в мягком металле. В матрицах из легкоплавких сплавов отливались литеры.

Использован материал из книги Я.Чернихова "Построение шрифтов".

Развитие письменности на Руси

Письменность славян развивалась образом, сходным с развитием ее у восточных народов.
Болгарин Черноризец Храбр написал в конце IX века в "Сказание о письменах славянских", что славяне читали и писали, употребляя для этого особые "черты и резы". Но о форме этих письмен, числе знаков, их значении ничего достоверного не известно. К сожалению, жестокое и последовательное уничтожение всей языческой культуры древней Руси дохристианского периода как варварской лишило нас драгоценных свидетельств. Дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что история письменности на Руси имеет более древнюю традицию.
Начертания древних письмен ("черты и резы") могут быть обусловлены специфическими природными материалами, это - береста, дерево, камень. Предположительно, "черты и резы" имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически тесно связаны с Русью. Возникновение же рунического письма относится к III веку н. э. и в его графике заметны следы римского влияния, рунический алфавит содержит 24 знака, как латинский и греческий.

В "Житии" Константина (Кирилла) Философа (826-869) говорится о наличии книжной письменности у восточных славян в IX столетии. В восьмой главе "Жития" сказано, что в 858 году по дороге в Хазарию Константин-Философ со своими спутниками остановился на некоторое время в Крыму. В Корсуне (Херсонесе) он "обрел" Евангелие и Псалтырь, написанные старыми русскими буквами и научился читать эти книги так скоро, что его спутникам-грекам показалось, будто произошло великое чудо. Но чуда здесь никакого не было, потому что Константин, как и его брат Мефодий, были македонскими славянами и говорили на языке, очень близком к древнерусскому.
В истории происхождения славянской письменности условной отправной точкой является, то, что именно Кирилл и его брат Мефодий, создали славянскую азбуку на основе греческого алфавита. Кирилл и Мефодий, впоследствии были причислены к лику святых, в конце мая отмечается день Святых Равноапостольных Солунских братьев Кирилла и Мефодия, изобретателей славянской письменности.

О месте и времени возникновения славянской азбуки мнения ученых различны. Св. Кирилл, именем которого названа славянская азбука, возможно, создавал ее на основе "русскых письмен" (о них упоминается в его "Житии"), постепенно изменяя и дополняя. Между тем, в древней славянской письменности, наряду с кириллицей, мы видим и другую азбуку - глаголицу. Есть мнение, что св. Кирилл изобрел именно "глаголицу", а "кириллица" возникла спустя полвека, в школе болгарского царя Симеона, в конце Х века. Слово "глаголица" обозначает азбуку вообще.

Глаголицаю Скоропись.

Глаголица основана на греческой скорописи более раннего периода VI-VII веков, а кириллица - точное повторение греческого литургического устава IX века. О более древнем происхождении глаголицы говорит и то, что форма знаков глаголицы, видимо, подвергалась изменениям. Благодаря стремлению писцов к "украшательству", буквы постепенно приобрели причудливо-замысловатую форму, которая отличает глаголицу от других алфавитов, делает её непохожей, за исключением некоторых букв, на свою прародительницу, греческую азбуку. Глаголица существовала на протяжении большого отрезка времени и, как это всегда бывает, впоследствии была заменена более простой и удобной кириллицей.

Можно допустить также, что св. Кирилл при создании новой славянской азбуки использовал характерные славянские знаки из древней глаголицы, есть основания утверждать, что письменность на Руси существовала и раньше, об этом свидетельствуют торговые и дипломатические отношения, культурные связи с Византией, подтвержденные письменными источниками. Возможно, что весьма заметные следы греческого влияния в рисунке глаголицы облегчили его задачу. Усовершенствование азбуки более логично в контексте русской истории, чем создание новой азбуки для язычников. Если учесть, что всякие новшества в истории письменности, особенно радикальные перемены, подготавливаются не десятилетиями, а веками, то невозможно их внезапное возникновение на пустом месте. Обе азбуки имеют между собой теснейшую связь. Значение и название букв в них совершенно одинаковы, только глаголическая нумерация основана на славянском алфавите, а в кириллице - нумерация греческого алфавита. Славянские алфавиты, глаголица и кириллица, имели 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков. К XI веку кириллица почти совершенно вытеснила глаголицу. Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном, памятниками кириллического письма, а глаголические рукописи очень редки.
• Ещё о создании кириллицы...

Кириллица.

К числу древнерусских книг образцов письма следует отнести и знаменитые буквари Кариона Истомина второй половины XVII века и в первой четверти XVIII века. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, собрал богатые материалы по древнерусской письменности, которые использовал в своих букварях, изданных в 1694-1696 годах, по которым люди различных сословий учились писать и читать. Верхняя часть страницы букваря была посвящена художественным изображениям букв в весьма разных стилях, начиная с самого сложного инициала и кончая буквами простой скорописи. Середину страницы занимали рисунки, а на нижней трети страницы располагался полууставный гравированный текст.

Использован частично материал из книги И. Птаховой "Простая красота буквы".

О первых шрифтах

• Таблицу хронологии развития шрифта с иллюстрациями смотрите здесь.

Первые шрифты были рукописными. В переводе с немецкого die Schrift означает почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также междусловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной.

Греческий капитальный шрифт совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском маюскуле — шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н.э.). Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недостатков; буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла написание текста.
Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря этому вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные жирными. Наряду с рустикой существовал шрифт квадрата, который имеет сходство с капитальным шрифтом, а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат.
Приблизительно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну форму — унициал. Раньше в колонке текста по ширине строки писалось приблизительно 12 букв (отсюда и происхождение слова "унициал", т.е. двенадцатая часть). Унициал отличается округлостью форм знаков. Эта особенность объясняется, в частности, тем, что для письма использовали тростниковую палочку — калам или кисть, что определило характер букв.
Рустика, квадрата, унициал были трудными в исполнении шрифтами и применялись в основном в рукописных книгах. Необходим был шрифт для повседневной практики, и они стали писаться в виде римского курсива, т.е. "бегущего", "косо лежащего".
Со временем из соединения унициального шрифта с курсивом возник полуунициальный шрифт. Он имел начертания не на двух строчных линиях, как в унициале, а на четырех, из-за того, что у букв появились верхние и нижние выносные элементы. Эти выносные элементы знаменуют постепенный переход к строчным буквам. Шрифты полуунициального письма иначе называются минускульными (шрифт маленьких, т.е. строчных, букв).

Ко времени первого императора франков Карла Великого возник каролингский минускул. Старые рукописные книги того периода, написанные каролингским минускулом, содержат в себе все известные варианты письма. В таких книгах для выделения отдельных строк применялось капитальное и унициальное письмо. Рисунок каролингского минускула светлый, ясный, его писали специально заточенным птичьим пером, позволявшим делать разнообразный нажим в письме. Он дошел до наших дней почти без изменений в виде классической антиквы. Минускул сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма.

В XII—XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим. В искусстве этот процесс совпадает с бурным расцветом стрельчатых храмов и религиозных сюжетов в живописи и графике. В моде было, если можно так сказать, стремление к небу. В письмо проникают надломленные линии; кривые принимают форму эллипса.
В начале XIII столетия готический стиль стал определяющим во всей Европе, за исключением Руси, где письмо существовало и развивалось по своим законам.
Особенностями раннего готического письма Германии являются темная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Узкое письмо позволяет уместить в параграфе больше текста и разделить страницу на две колонки, что приводило к вертикальности в строении страницы. Такое ломаное готическое письмо, назвали текстурой (textura — дословно ткань).

Текстура — шрифт с надломленными дугами.
Круглоготический шрифт или ротонда — просторнее и с округленными надломами).
Швабский шрифт (просторный с дугами слева и справа).
Фрактура — наполовину округлая, наполовину надломанная).
Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутрибуквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное t выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой i для выделения ее среди других ставят черточку.
В ранних видах готического письма прописными буквами являлись ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде унициалов, так как со временем в готическом письме выделились по рисунку свои особые формы прописных. В каждой стране готическое письмо приобретало свои особые, местные черты (наклон, размер букв, форма элементов).
Готический шрифт представлял определенные трудности в написании. Требовалось виртуозно владение техникой письма, рука не должна была дрогнуть. Само письмо приобрело декоративный характер, и чтение его было затруднительно.
В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротонда (итал. rotondo— круглый, округлый). В его буквах все еще есть закругления, они размашисты и стремительны. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и выделилось как промежуточная форма между готикой и антиквой. Круглоготическое письмо считается одним из лучших стилей письма Западной Европы. Оно преобладало в XV столетии. Развитие готического письма в Южной Европе остановилось на круглоготических формах, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода поздней готики.
Из позднейших видов готического письма старшим было швабское письмо. Оно широкое, как и круглоготическое, и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.

В XIV в. в Италии в эпоху Возрождения передовые и вольномыслящие люди — гуманисты выступали за признание ценности человека как личности, противостояли духовному господству церкви. Гуманисты находили и собирали уцелевшие рукописи древнегреческой и римской литературы, философии и истории. В большинстве случаев эти рукописи были написаны каролингским минускулом. Под влиянием заблуждения, что эти тексты явились античными подлинниками, хотя на самом деле они были переписаны в VIII — IX вв., гуманисты назвали шрифт рукописей littera antiqua — древняя буква, или антиква.
Господство в Европе в течение нескольких веков готического шрифта создало у людей впечатление, что они обрели новый, красивый и доступный для письма шрифт. Но при сравнении готического и каролингского шрифтов видно неоспоримое преимущество последнего в его четкости, ясности и удобочитаемости. В руки ученых и художников иногда попадали настоящие античные оригиналы, написанные капитальным письмом, и это становилось предметом пристального их изучения. Постепенно новое письмо стало завоевывать более широкую публику. Так, во Флоренции были основаны светская школа и мастерская письма, где сочинения античных авторов и гуманистов заполнялись антиквой.

С изобретением в XV в. книгопечатания рукописные шрифты антиквы послужили прообразом для создания типографских шрифтов. Но к таким шрифтам предъявлялись особые требования. То, что было хорошо для рукописного исполнения, не всегда подходило для печати. Так, очень тонкие линии, выполняемые пером на бумаге, непросто было вырезать на деревянной или металлической форме, но еще сложнее воспроизвести типографским способом. Возникла необходимость тщательно отработать форму букв для многократного воспроизведения в печати. Первые типографские шрифты разрабатывались на основе антиквы, ведущей свое происхождение от знаков латинской письменности.

Каллиграфия

Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение, которого называется каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый и grapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно являются Китай и Япония, но там она живет по своим сложным, строгим законам с древнейших времен, которые в этой статье пока не могут быть затронуты.
Вне Японии и Китая в разные эпохи каллиграфические шрифты имели особые виды. Начиная с XVIII века, одной из распространеннейших форм каллиграфии было английское письмо. Каллиграфическое письмо выглядит красивым тогда, когда оно имеет видимый наклон. Наклон английского письма — 54-56 градусов. Письмо может быть также прямым и с левосторонним наклоном. По этим каллиграфическим образцам созданы некоторые типографские шрифты.
Каллиграфические шедевры создали немецкие художники Герман Цапф и Эрнст Шнейдлер, француз Роже Экскоффон, итальянец Альдо Новарезе.
Многие типографские каллиграфические шрифты очень близки курсиву новой антиквы, так что их можно рассматривать как промежуточные формы каллиграфии и курсива. Шрифты, где контрастность меньше, близки к курсиву переходной антиквы. Например, шрифт гавотт немецкого художника Рудо Шпемана, курсив новой антиквы Джамбаттисты Бодони.
Шрифты без нажима выполняют обыкновенным, тонким или круглоконечным пером. Из типографских шрифтов этого вида можно назвать Flott англичанина В. Гиллиса и Signal германского художника В. Веге. В ХХ веке появилось круглое письмо рондо. Его можно считать последней ступенью искусства письма гусиным пером.

Попутно с каллиграфией получили распространение так называемые росчерки. Эти шрифтовые украшения имеют место и в современном искусстве шрифта.

Акцидентные шрифты

До конца XVIII века не существовало акциденции как таковой. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание.
Растущие потребности формирующегося рынка послужили на благо акцидентной типографики. Выделились в отдельное направление шрифты рекламные, которые не годились для книг, но очень хорошо выглядели на уличных вывесках.
Акцидентный шрифт должен прежде всего поражать воображение, удивлять, запоминаться. Элементы красивости портили линию шрифта. Письмо широким пером, при котором построение элементов букв определено самим движением его по бумаге, отступило на второй план. Теперь шрифтовики упражнялись в выведении вензелей тонкими острыми перьями.

Оформившийся на грани последних столетий стиль модерн (Jugendstil - досл. перевод "молодой стиль") был своеобразным явлением в истории искусства шрифта. Устраивались международные конкурсы на создание новых вычурных шрифтов. Это было господство чистой декоративности. Модно было писать сложными, украшенными переплетениям буквами. Каждый типограф стремился перещеголять других "красивостью".

Times Roman и Baskerville

Новый дизайн шрифта, относящийся к 18-ому столетию, принято называть переходным из-за его промежуточного положения между старым и современным стилями. К группе переходных шрифтов можно отнести такие шрифты как Times Roman и Baskerville, их отличительными чертами являются более высокая контрастность — вертикальные элементы заметно толще горизонтальных и вертикальная напряженность (символы типа "O" и "0" имеют симметричное построение, хотя строчные буквы, такие, как "e", могут все еще иметь диагональную напряженность), они также выглядят более прямыми, линейными.
Засечки этих шрифтов не очень длинные, их форма близка к треугольной, иногда они связаны с основными элементами выносными линиями. Эти шрифты интересны тем, что у них почти нет индивидуальных особенностей (особенно у Times Roman), глаз быстро привыкает к ним, такой незаметный шрифт подходит для набора больших текстовых массивов.
Times Roman — наиболее широко известный шрифт из группы переходных.

• Всё о шрифте Times New Roman читайте здесь.
• О шрифте Baskerville читайте здесь.

Новая антиква

Новые шрифтовые идеи развивались в конце 18 — начале 19 века. Образцы шрифта того периода времени называют новой антиквой. Этот период отличается специфической консервативностью.
Развитию антиквенных тенденций способствовала популярность гравюры на меди. Наиболее известные шрифты типа новой антиквы: Джамбатиста Бодони (1740-1813), Фирмен Дидо (1764-1836) и Юстас Вальбаум (1768-1839).

В 19 в. были созданы особо контрастные образцы этого шрифта жирного начертания. Заметно возрастает контрастность шрифта, и это требует технических новшеств (Дж. Бодони был вынужден усовершенствовать печатные станки, чтобы воспроизвести на них свои новые шрифты). Длинные, волосяной толщины засечки, не имеющие округлений, и горизонтальные элементы с такими же свойствами — вот самые характерные признаки этих новых шрифтов, хотя есть еще некоторые особенности формы букв. Новая форма шрифта на деле являлась образцом консерватизма и манерности. Хотя появление этих шрифтов, безусловно, стало очень важным в плане развития шрифтов с засечками. Шрифты на основе рисунка Clarendon составили обширную группу, куда входят современные гарнитуры типа New Century Schoolbook. Контрастность в них гораздо ниже, но все основные особенности сохранились.

Гротески

В ХХ веке, экспериментируя с формами готического письма, художники шрифта создали гротесковые шрифты. Шрифты без засечек, прекрасно различимые издалека, формы которых были строги и геометричны. По сей день гротесковые шрифты совершенствуются и занимают главенствующее положение в шрифтовой моде.

• Более подробно о "шрифтах без засечек"...

Дополнительная информация
Нужен оригинальный шрифт?
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое.
Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше...
Hosted by uCoz