Хронология развития шрифта
На этой странице Вы найдёте таблицу хронологии эволюции шрифта с иллюстрациями.
Суть проблемы:

Посмотреть на форуме.

Хронологическая таблица
  Сведения о древнейших жителях дошли до нас в виде рисунков на стенах, камнях, кости и дереве.
От 3000 г. до н.э. Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений. В результате убыстрения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки. Вначале возникли знаки, соответствующие отдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам.
Были алфавиты только из согласных, затем появились шрифты, включавшие знаки для согласных и гласных.
  Изображения раннеисторического периода, выцарапанные и нарисованные знаки
До 800 г. до н.э. Текст стал делиться на слова и предложения, появились цифры. Возникли надписи, высеченные на памятниках, книжный шрифт, бытовые и рукописные шрифты.
Ок. 2900 г. до н.э. Все буквы были только прописными. Писали сверху вниз, справа налево, зигзагом (бустрофедон: справа налево, затем слева направо и т.д.), а также слева направо.
Клинопись, предположительно возникшая у шумеров, служила вавилонянам. Персы, ассирийцы и хетты переняли этот шрифт, сохранив, однако, свой язык. До нас дошли надписи на камне, вырезанные из камня печати, оттиски крупных печатей на строительных кирпичах и множество глиняных дощечек с клинописными текстами.
Клинопись
Ок. 2900 г. до н.э. Иероглифы, ранний изобразительный шрифт египтян, включал до 500 знаков, соответствовавших слогам и отдельным звукам. Иероглифы вырезали на камне, изображали на стенах и различных предметах или на папирусе. Так как иероглифы писали тростниковыми палочками или трубчатыми перьями и чернилами, они постепенно превратились в курсив (куррере — бежать).
Строки писались сверху вниз, справа налево и наоборот.
Иероглифы
Ок. 2600 г. до н.э. Иератический шрифт образовался на основе иероглифов. В результате быстрого написания изображения были очень упрощены и изменены.
Иератическое письмо
Ок. 700 г. до н.э. Демотический шрифт — последующая ступень обобщения. Первоначальные иероглифические знаки совершенно видоизменились. Ныне мы можем расшифровать и прочитать почти все виды египетского письма.
Демотическое письмо
1500 г. до н.э. Финикийский шрифт состоит из 22 знаков, соответствующих согласным звукам. Гласные звуки произносились, но не писались. Направление письма справа налево. Возникновение этого вида письма не выяснено. Знаки финикийского письма целиком были переняты греками.
Финикийское письмо
Ок. 1000 г. до н.э. Греческий алфавит, как и финикийский, состоит из заглавных букв. Знаки, обозначавшие финикийские согласные, чуждые греческой фонетике, греки использовали для обозначения гласных звуков. В IV веке до н.э. возник ионический шрифт — самая совершенная система знаков с геометрическими элементами.
Греческое письмо в ионическом стиле
Ок. 100 г. до н.э. Германское руническое письмо на развитие буквенного алфавита влияния не оказало.
Германское письмо (руническое)
VII в. до н.э. Латинский алфавит основан на греческом с добавлением знаков для отсутствовавших в греческом языке звуков. Законченность формы знаков демонстрирует высеченная на камне надпись прямым капитальным шрифтом — прописными знаками антиквы, а также оттиски с печатей — гротесковая форма знаков (без засечек). Знаки были только прописные. Ещё не было междусловных пробелов, писали слева направо.
  Римский капитальный (прописной)
  Шрифт римских печатей
IV в. до н.э. С этого времени латинский шрифт распространяется по всему миру. Дальнейшее развитие антиквы — изменение её формы в духе времени.
V—VI вв. до н.э. Прямой прописной квадратный шрифт — книжный шрифт, написанный пером, которое держали в горизонтальном положении.
Шрифт Рустика ("крестьянский") писался пером в наклонном положении. Буквы писались быстрее, теснее, и поэтому шрифт отличался тонкими вертикальными прямыми штрихами и жирными засечками-серифами (прописной шрифт).
Капитальный квадратный
Капитальный Рустика
600 г. до н.э. Самый старый римский курсив при более быстром написании превратился в рукописный шрифт античности.
  Ранний римский курсив
VI в. н.э. В позднем римском курсиве уже много верхних и нижних выносных элементов, а также формы строчных букв более поздних минускульных (строчных) шрифтов.
  Поздний римский курсив
С 300 г. Формы строчных букв поздних минускульных (строчных) шрифтов дали толчок к созданию будущих книжных шрифтов. Шрифт унциал имел округлые широкие формы, а также верхние и нижние выносные элементы (унция = дюйм).
  Унциал
500 г. В полуунциальном шрифте появились уже формы строчных букв, но он принадлежал ещё к прописным шрифтам.
  Полуунциал
800 г. В каролингском минускуле знаки полуунциала преобразованы в строчные буквы, а прописные взяты из древней антиквы. Этот шрифт дошел почти неизмененным до наших дней и явился прообразом классической антиквы Ренессанса.
В этот период формируются шрифты разных стран.
Каролингский минускул
1200 г. В «готических» шрифтах округлые очертания латинского исчезают. Угловатая форма типична для всех готических шрифтов.
Ок. 1200 г. Ранняя готика Ранняя готика,
Высокая готика Высокая готика,
Поздняя готика Поздняя готика.
Ок. 1440 г. Появление первых печатных шрифтов в виде отлитых свинцовых (гартовых) литер.
1455 г. Текстура — угловатый шрифт периода поздней готики.
Текстура
1480 г. В основе швабахского шрифта — шрифт богослужебных книг. Постепенно он превратился в обиходную скоропись.
Швабахский шрифт
1486 г. Ротунда — округлая готика — шрифт с закруглениями по углам. Возник в Италии.
Ротунда
После 1513 г. Фрактура — придворный шрифт времен императора Максимилиана. Для этого шрифта характерны хоботообразные завитки элементов прописных букв и спиральные росчерки в духе рукописных шрифтов.
Фрактура
1470 г. Ранняя антиква — классическая, возникла на основе антиквы X в. Это завершение каролингского шрифта. В печатных начертаниях сохранила рукописную форму с косым наклоном пера, размашистыми засечками и косыми верхними элементами строчных букв. Полужирные и жирные начертания антиквы появились уже в наше время.
Ранняя классическая антиква (эпохи Возрождения)
1495 г. Ранний курсив антиквы — наклонный её вариант.
1500 г. Появились учебники с образцами шрифтов.
1757 г. Антиква переходного периода сохраняет форму рукописного шрифта, но с прямым положением пера, с крупными засечками и прямыми верхними элементами у строчных букв. Курсив антиквы переходного периода отличается косыми основными штрихами.
Антиква переходного стиля (барокко)
1787 г. Поздняя антиква получила свою форму от жирной и светлой антиквы, гравированной на меди. В ней сохранились жирные и тонкие линии рукописного начертания, но засечки выполнены в виде горизонтальных волосяных штрихов. Курсив поздней антиквы характеризуется округлыми формами.
Поздняя антиква (ампир)
XVIII в. Английский рукописный шрифт явился образцом для народов, пишущих латинским шрифтом.
Немецкий рукописный шрифт возник в XVIII в. Зюттерлин и Рудольф Кох преобразовали его для школьных прописей.
В 1941 г. его заменил латинский рукописный шрифт, который стал нормативным немецким шрифтом.
Английский рукописный шрифт
Немецкий рукописный шрифт
1815 г. Египетский шрифт с его усиленными тонкими штрихами и засечками относится к первым новым начертаниям антиквы XIX в.
  Египетский шрифт
1825 г. Итальянский шрифт с его тонкими вертикальными и жирными горизонтальными линиями приближается к античной Рустике, но в своеобразном начертании.
  Итальянский шрифт
1830 г. Шрифт "Тускан" — один из первых орнаментированных шрифтов, появившихся после 1800 г.
  «Тускан»
1832 г. Гротеск происходит от узкого античного шрифта без засечек — линейной антиквы.
  Узкий гротеск
После 1800 г. Украшенные и орнаментированные шрифты служили титульными и выделительными. В XX в. разработано множество новых шрифтов. Новые рисунки, разработанные на основе исторических шрифтов после 1800 г., характеризовались холодным и бездушным начертанием.
Орнаментированные шрифты после 1800 г.
После 1900 г. Шрифты в стиле модерн и экспериментальные шрифты своими характерными начертаниями ярко отражали стиль того времени.
Шрифты стиля модерн и экспериментальные шрифты Экманна, Альберса, Швиттерса после 1900 г.
1900 г. до наст. времени Лучшие шрифты нашего времени созданы выдающимися художниками шрифта. Их благородные формы возникли в итоге изучения красоты и практичности всех прежних шрифтов. Создать шрифт могут лишь немногие. Шрифтовое оформление требует больших практических знаний. Типографские шрифты часто называют по имени создателей, но иногда им даются звучные собственные имена.
Шрифт Цапфа 1957 г., Коха 1926—1927 гг., Бауэра и Баума 1957 г.

Использован частично материал из книги Г. Гуссмана "О книге".

Нужен оригинальный шрифт?
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое.
Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше...
Hosted by uCoz