Антиква старого стиля (Ренессансная). Первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков основана на дуктальном (рукописном) принципе и характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху, наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка – Гуманистического минускула, выполненного ширококонечным пером. В дальнейшем контраст увеличивается, засечки становятся острее, оси овалов выпрямляются. Форма знаков начинает определяться в большей степени глиптальным (скульптурным) принципом, то есть процессом гравировки металлических пуансонов. В соответствии со временем и географией появления делится на несколько подгрупп: Венецианская антиква (конец XV века), Итальянско-французская антиква (XVI век), Голландская антиква (XVII век), Английская антиква (начало XVIII века).
|
Венецианская Ранняя антиква (конец XV века), местами с элементами готики. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренной контрастностью, мощными короткими засечками, хорошо выраженным наклоном осей овалов. Пропорции знаков довольно широкие. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, капли угловатые. В оригинальных Венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже.
Alliance Lazurski Venetian 301 |
|
|
|
Итальянско-Французская антиква старого стиля. Развитие Венецианской антиквы в XVI веке. Форма знаков Французской антиквы еще основана на дуктальном принципе, но постепенно она меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий современности. Шрифты характеризуются небольшим контрастом, пропорциями золотого сечения, разноширинностью знаков, плавным присоединением засечек, наклонными осями овалов. Засечки становятся более длинными и острыми, верхние выносные элементы обычно заметно выше прописных. Впервые применяется строчной курсив с небольшим наклоном как альтернативный текстовой шрифт, но затем курсив рассматривается как дополнительное начертание к прямому, он согласовывается по размеру, цвету и форме, в нем появляются наклонные прописные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон.
ITC Garamond Original Garamond Mysl Mysl Narrow Sabon |
|
|
|
Голландская. Дальнейшее развитие форм Французской антиквы в XVII веке. Шрифты более качественно выполнены. При сохранении традиционной формы Антиквы старого стиля постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (увеличение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны). Шрифты характеризуются также достаточно узкими пропорциями и более крупным очком строчных. Рост прописных приближается к высоте верхних выносных элементов. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Угол наклона строчных знаков в курсиве больше, чем во Французской антикве.
Kis |
|
|
|
Английская. Шрифты первой половины XVIII века, созданные в Англии на основе улучшения Голландской антиквы. Детали почти целиком определяются глиптальным принципом изготовления, однако по традиции форма знаков в значительной степени повторяет более раннюю Антикву старого стиля. В этих шрифтах происходит дальнейшее увеличение контраста и насыщенности знаков, засечки становятся тоньше и острее, оси овалов почти вертикальны. Пропорции знаков гораздо шире, чем в Голландской антикве, знаки разноширинные. В курсиве наклон у прописных меньше, чем у строчных. Строчные курсивные знаки имеют разный наклон. Углы наклона знаков в курсиве значительные.
Caslon Caslon 540 Caslon Bold Zagolovochnaya |
|
|
|
Современные версии антиквы старого стиля. Современные версии шрифтов на основе Антиквы старого стиля, не имеющие прямых прототипов и отличающиеся по форме.
Bannikova Barry Gothic Cooper Minion Palladium Raleigh Ralenta |
Переходная антиква. Шрифты начала и середины XVIII века, в которых сочетаются черты шрифтов старого стиля, обусловленные процессом писания широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых определяется только процессом гравировки на металле.
|
Антиква барокко. Форма Переходной антиквы практически не имеет связи с Антиквой старого стиля и строится по глиптальному принципу, в соответствии с процессом рисования, а затем гравировки металлических пуансонов. Знаки более контрастны, соединительные штрихи и засечки тоньше, чем в Антикве старого стиля. Скругления засечек в местах соединения с основными штрихами слабо выражены. Оси овалов у некоторых знаков вертикальные, у некоторых имеют небольшой наклон. Наклон в курсиве строчных и прописных знаков становится более одинаковым. Угол наклона знаков в курсиве средний.
ITC New Baskerville Baskerville |
|
|
|
Вариации. Современные вариации шрифтов на основе Переходной антиквы, не имеющие прямых прототипов и отличающиеся по форме.
Bachenas Kudryashev Newton Newton Armenian Newton Monotonic Greek |
Newton Polytonic Greek Petersburg Prospect Svetlana Times Ten |
|
Антиква нового стиля (классицистическая). Шрифты конца XVIII – начала XIX века, форма которых обусловлена процессом гравировки на металле. Сильно контрастные одноширинные шрифты. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек Антиква нового стиля делится на Классицистическую и Англо-шотландскую.
|
Классицистическая антиква. Эти шрифты характеризуются полным отходом от дуктальной традиции. Шрифты имеют сильный контраст, по пропорциям одноширинны, у знаков тонкие длинные засечки, как правило, нескругленные в местах соединения с основными штрихами, оси овалов строго вертикальны. Толщина засечек соответствует толщине соединительных штрихов. Наклон в курсиве строчных и прописных знаков строго одинаковый. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Bodoni ITC Bodoni 72 Didona Neva Radar Standard Poster |
|
|
|
Англо-шотландская антиква. По форме эти шрифты близки Классицистической антикве, но имеют также черты Переходной антиквы. Это сильно контрастные одноширинные шрифты с тонкими засечками, скругленными в местах соединения с основными штрихами. Наклон в курсиве строчных и прописных знаков строго одинаковый. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Viola |
|
|
|
Вариации. Современные вариации шрифтов на основе Антиквы нового стиля, не имеющие прямых прототипов и отличающиеся по форме.
Adonis Bazhanov Elizabeth ITC Fat Face KuzanyanOctava |
Simeiz New Standard Simeiz New Standard |
|
Шрифты в латинском стиле. Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Изобретены в Англии в первой половине XIX века.
|
Swift 2.0 New Journal ITC Charter Quant Antiqua |
|
|
|
Literaturnaya |
Брусковая антиква. Первые подобные шрифты появились в начале XIX века в Англии. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом между основными и соединительными штрихами или полным отсутствием контраста, крупным очком строчных знаков. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы шрифтов Египетских, Геометрических, Гуманистических и типа Кларендон. Кроме того, в эту группу также иногда относят Брусковые шрифты с обратным контрастом (Итальянские).
|
Египетские. Первый жирный египетский шрифт 1815 года имел некоторый контраст, умеренную разноширинность и прямоугольные засечки толщиной в соединительный штрих и предназначался для акциденции. В дальнейшем появились более светлые Египетские шрифты, пригодные для набора основного текста. Современные Египетские шрифты могут иметь много начертаний. В некоторых шрифтах есть только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.
Baltica Bruskovaya Luxor Xenia |
|
|
|
Геометрические брусковые. Эти шрифты появились в 20–30-х годах ХХ века как модификация модных Геометрических гротесков. Характеризуются почти полным отсутствием контраста, прямоугольными засечками без скруглений, выраженной разноширинностью, овалами, близкими по форме к окружности. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные. Угол наклона знаков небольшой и средний. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные Брусковые шрифты с овалами, близкими по форме к квадрату.
Coliseum Luga Rodeo |
|
|
|
Гуманистические брусковые. Брусковые шрифты на основе Гуманистических гротесков, частично напоминающие Венецианскую антикву старого стиля, но малоконтрастные и с мощными прямоугольными засечками. Поскольку в последнее время разработано много Гуманистических гротесков, параллельно создаются Гуманистические брусковые шрифты. Как правило, в этих шрифтах присутствуют настоящие курсивы. Углы наклона знаков в курсивах могут быть как малые, так и значительные.
ITC Officina Serif |
|
|
|
Шрифты типа Кларендон. Малоконтрастные одноширинные шрифты с мощными прямоугольными засечками, скругленными в местах соединения с основными штрихами, крупным очком строчных знаков, вертикальными осями овалов. Впервые появились в середине XIX века в Англии как акцидентные. В ХХ веке на основе шрифтов Кларендон было создано множество текстовых шрифтов для машинного и газетного набора, а также шрифты для набора школьных учебников, технической и справочной литературы и т.д. Некоторые из этих шрифтов иногда относят к антикве нового стиля, модификацией которой они являются, однако по своей структуре они ближе к шрифтам типа Кларендон. В этих шрифтах обычно присутствуют настоящие курсивы. Угол наклона знаков в курсиве средний.
Academy ITC Bookman Clarendon Excelsior Hybrid |
Journal SchoolBook Swordsman Zapf Elliptical 711 |
|
|
|
|
Итальянские шрифты. Акцидентные шрифты с обратным контрастом, у которых горизонтальные штрихи толще вертикальных. Появились в первой половине XIX века, но пользовались также большой популярностью в конце XIX – начале ХХ века как акцидентные. Иногда их относят к классу брусковых шрифтов. Как правило, в этих шрифтах нет наклонных начертаний.
Italiansky Traktir Xenia Western |
|
Старые гротески. Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрастом, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму, с крупным очком строчных. Шрифты в целом оставляют впечатление сурового грубого реализма. В некоторых шрифтах только прямые начертания, в других имеются наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.
|
Bloc Pravda Hermes TextBook |
|
|
|
Gymnasia Helvetica Gothic 725 News Gothic |
|
|
|
Bell Gothic Black Grotesk Reforma Grotesk Quadrat Grotesk |
|
|
|
Engravers Gothic Quadrat Grotesk New ITC Franklin Gothic |
Новые гротески. Новые гротески развивают принципы построения Старых гротесков. Они появились в 50-х годах ХХ века и были вызваны к жизни потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать эти шрифты как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Верхние выносные элементы этих шрифтов равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Углы наклона знаков от среднего до значительного.
|
Helios Compact Univers |
|
|
|
FF OCR-F Parangon Pragmatica |
|
|
|
News Gothic Bastion Kontrast Pragmatica Armenian |
|
|
|
Pragmatica Monotonic Greek Pragmatica Polytonic Greek |
Геометрические гротески. Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм – окружности, квадрата, равностороннего треугольника. Эти шрифты появились в 30-е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна "Баухауз". Это, как правило, открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков было не очень большим, близким по пропорциям к Антикве старого стиля. Однако во 2-й половине ХХ века были разработаны Геометрические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные Гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.
|
Magic Micra Europe Futura |
|
|
|
Orenburg Magistral ITC Kabel ITC Machine |
|
|
|
Bank Gothic ITC Bauhaus ITC Stenberg Journal Sans |
|
|
|
Futura Futuris ITC Avant Garde Gothic |
Гуманистические гротески. Как реакция на чрезмерно геометризированную форму Геометрических гротесков, в 30-х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции Антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение как самостоятельные гарнитуры, так и в составе супергарнитур, которые разрабатываются как системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.
|
Gals FreeSet Tornado |
|
|
|
FF Meta ITC Eras Opium New |
|
|
|
Humanist 531 Humanist 521 ITC Officina Sans |
|
|
|
Telingater Display |
Антиква-гротеск. Акцидентные и текстовые шрифты, по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.
|
Cricket Vacansia Friz Quadrata |
Другие шрифты без засечек не попадающие в предыдущие группы.
|
SQ2 Star Mania Nelma Proun
|
Yanus Kekur Bebit Penta Oliver |
Hair-V Apical Probel Upadok |
|
|
|
Babaev Ad Lib Aksent Dagger Granit
|
Rubrica Tavrida Acsioma Profont HandsOn |
Positiv Priamoj Rotonda Angelica |
|
|
|
Industry KvadratZ Sistemnyi FF Marten Rostislav |
Josephine Rodchenko New Zelek Montblanc Sans Decor |
Dead Metro Oliver New Mister Earl Dve Kruglyh |
|
|
|
Dva Probela New Skoryna Sans Rounded Letter Gothic |
DIN Condensed ITC Beesknees Motter Tektura Unicum Condensed |
New Letter Gothic
Base Nine Cyrillic
Template Gothic Cyrillic |
|
Ширококонечное перо. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером. Получили распространение с конца XIX века, когда английский художник и каллиграф Эдуард Джонстон (Edward Johnston) возродил средневековую технику письма ширококонечным пером, на основе которой был выработан почерк итальянских гуманистов, легший в основу печатной антиквы.
|
Bella Motiv Cometa Melody |
|
|
|
Kisty-C Elegant ITC Zapf Chancery |
Остроконечное перо. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо остроконечным стальным пером. Получили распространение с XVIII века в Англии после изобретения гравюры на металле и литографской печати, поэтому также называются «английская каллиграфия». Первоначально контрастный связный почерк с нажимами, росчерками и тонкими волосными штрихами, затем появились полусвязные и несвязные варианты. До середины ХХ века этому почерку в России обучали в начальной школе.
|
Diana Pushkin Coventry Manuscript |
|
|
|
English 157 Popular Script Anastasia Script |
Кисть. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо мягкой кистью. Существует множество связных и несвязных вариантов, обычно контрастных.
|
Brush Banco Inform |
|
|
|
Parsek Corrida Kapelka |
|
|
|
Express Roger Script |
Монолинейные рукописные шрифты. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо инструментом без нажима, например, круглоконечное перо, жесткая кисть, карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д. Существует множество связных и несвязных вариантов.
|
Arbat Verbena Garland |
|
|
|
Propisi AuktyonZ Eskiz One |
|
|
|
Eskiz Two ITC Flora Zhikharev |
|
|
|
ITC Studio Script |
Имитации почерка. Акцидентные шрифты, имитирующие почерк конкретного человека, в том числе знаменитых писателей, художников, рок-звезд или других деятелей.
|
Nina Olga Birch Jakob |
|
|
|
Irina Amore Liana Tatiana |
|
|
|
Epsilon Kremlin Jefferson Plain Script |
|
|
|
Betina Script Wiesbaden Swing |
Другие рукописные шрифты.
|
Ospa Decor Jokey Vesna |
|
|
|
Arthur Vodevile Adventure Hortensia |
|
|
|
FF Dolores ITC True Grit Natali Script Minusman Script |
|