Всё о шрифте Times New Roman. | ||||||||||
Английский дизайнер и теоретик типографики Уолтер Трэйси (Walter Tracy) назвал шрифт Times New Roman самым замечательным типографическим феноменом двадцатого века. В самом деле, немногие из современных текстовых шрифтов могут сравниться с Times по количеству вариантов, широте применения и общему влиянию на типографику. |
||||||||||
Суть проблемы: | ||||||||||
Посмотреть на форуме. |
||||||||||
Как появилась гарнитура Times New Roman... | ||||||||||
В 1929 году английский типограф и историк шрифта Стэнли Морисон (Stanley Morison) был приглашен как консультант по типографике в старейшую лондонскую газету «Таймс» («The Times») для улучшения ее облика. Его рекомендации сводились к тому, что надо усовершенствовать верстку, но главное - заменить шрифт основного набора.
Приняв это предложение, Морисон решил не использовать выпущенный 4-мя годами ранее американской фирмой Mergenthaler Linotype шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора, несмотря на его популярность и удобочитаемость. Для него подобный шрифт ассоциировался с бульварными газетами "для народа". Набор консервативной газеты «Таймс», которую читали министры и государственные деятели Англии, должен был выглядеть иначе. Под руководством Морисона была разработана новая гарнитура, предположительно на основе шрифта Monotype Plantin (серия 110). По одним сведениям, Морисон передал Ларденту серию собственных карандашных эскизов алфавита нового шрифта, по другим, дал устное указание использовать в качестве модели Plantin, заострив засечки, по третьим, в основе работы Лардента лежала фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена (Christoph Plantin), возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона (Robert Granjon). Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона. В начале апреля 1931 года фирма Monotype начала работу над оснасткой комплекта знаков нового шрифта в 9 кегле, а в конце этого же месяца в работу поступили два других кегля (7 и 5 1/2 пунктов). В июне 1931 года рисунки и отливки прямого начертания были переданы на фирму Linotype, которая должна была изготовить комплект матриц для набора текста на линотипе. (Таким образом, Linotype получил права на новый шрифт параллельно с Monotype). К концу этого же года новый шрифт в текстовых кеглях уже был передан в наборный цех газеты «Таймс». Очевидно, это было прямое начертание вместе с курсивом. Однако работа над заголовочными комплектами продолжалась до августа 1932 года. Первый номер газеты, набранный новым шрифтом, был напечатан 3 октября 1932 года. Получившийся в результате текстовый шрифт был достаточно близок по рисунку и ёмкости к шрифту Plantin, но рост его строчных был увеличен, засечки стали гораздо острее, а контраст между основными и соединительными штрихами в буквах сильнее. Новый рисунок отвечал ожиданиям Морисона, который хотел создать привлекательный текстовой шрифт с высокой удобочитаемостью и одновременно повышенной емкостью для печати на хорошей бумаге. Именно такой респектабельный шрифт мог удовлетворить требования руководства газеты «Таймс» и соответствовать методам ее производства, а также представлениям ее читателей. Гарнитура была названа Times New Roman (серия 327), что означает «Таймс Новый Прямой» - новый по отношению к прежнему шрифту газеты «Таймс». |
||||||||||
Кто же настоящий автор? | ||||||||||
Однако в 1994 году на конференции Международной типографической ассоциации (ATypI) в Сан-Франциско американский исследователь Майк Паркер (Mike Parker) сделал сенсационное сообщение, что рисунок шрифта Times New Roman принадлежит вовсе не Морисону. В том же году вышел журнал "Printing History" (vol.31/32) с его подробно аргументированной статьей. Паркер обнаружил, что прямое светлое начертание гарнитуры Times New Roman поразительно похоже на найденный в архивах американской фирмы Lanston Monotype комплект шрифтовых шаблонов серии 54, изготовленный, по всей вероятности, не позднее 1916 года. Их рисунок приписывается Старлингу Берджессу (W.Starling Burgess), американскому строителю гоночных яхт, поэту, авиа- и автоконструктору. Это сообщение вызвало бурю эмоций в среде историков типографики: как же так, неужели наиболее уважаемый английский типограф XX века Стенли Морисон, творец самого известного современного шрифта английской школы, воспользовался для его создания рисунками какого-то никому не известного американца? Тем не менее, оказалось, что в архивах той же фирмы нашлись несколько шаблонов курсивных знаков из серии 55, относящихся к тому же заказу и тоже похожих на курсив Times. Фирма Lanston Monotype выпустила в 1962 году свой собственный шрифт Times металлического набора серии 362, сопровождаемый жирным шрифтом Times Bold серии 57. На шаблонах серии 362 ясно виден выбитый более ранний номер 54. Из архивных источников известно, что шрифт серий 54, 55 и 57 (предположительно по собственным рисункам) был заказан Старлингом Берджессом для его проектного бюро W.Starling Burgess & Co., проданного в 1916 году. Этот заказ был аннулирован в конце 1918 года и шрифт не был завершен.
Кроме того, Морисона никак нельзя назвать дизайнером, графиком, художником шрифта. Он был исследователь, историк, критик, типограф (по советской терминологии художественный и технический редактор). Неизвестно, рисовал ли он когда-нибудь шрифт руками. Сам он нигде не утверждал, что нарисовал Times New Roman собственноручно. Более того, Морисон позже писал про этот шрифт: «Его достоинство в том, чтобы выглядеть так, как будто он не был спроектирован кем-то персонально...». Его художник Виктор Лардент работал в отделе рекламы газеты «Таймс» и писал заголовки к рекламным объявлениям. Он тоже не был дизайнером наборного шрифта. Это отчетливо видно по первоначальному эскизу алфавита нового шрифта, бесспорно нарисованному Лардентом. Это красивая шрифтовая композиция, но никак не проект газетного шрифта для набора текста в кегле 9 пунктов. Более того, этот эскиз имеет мало общего с окончательным Times New Roman как по рисунку отдельных букв (в особенности C, G, R, S, s), так и по цвету, пропорциям и степени остроты засечек. Разумеется, процесс создания шрифта в тот момент только начинался, было много уточнений рисунка и переделок, в которых немаловажную роль сыграли штатные дизайнеры шрифта фирмы Monotype, но тем не менее. Хотя Морисон и ратовал за "невидимый" шрифт, который совершенно не отвлекает читателя, его единственное шрифтовое творение, Times New Roman, никак не назовешь лишенным индивидуальности. Более того, он явно результат индивидуального творческого акта, со всем своим резко характерным и алогичным рисунком. В таком контексте тонкий критик-традиционалист Морисон, оплот элегантности и хорошего вкуса, не очень подходит в качестве создателя шрифта Times. Требуется кто-то более неистовый, например, сын крупнейшего американского конструктора гоночных яхт XIX века, обладатель крупнейшей авиационной премии Коллье (Collier Trophy) 1915 года за конструкцию бесхвостого гидросамолета "летающее крыло", строитель гоночных яхт, три из которых (Enterprise, Rainbow, Ranger) выиграли Кубок Америки, и удивительного автомобиля Dymaxion-Старлинг Берджесс, который сам был не чужд миру издательств и типографий. (Берджесс напечатал в 1903 году книгу своих стихов в типографии Кембриджского университета, был знаком со многими американскими типографами; в архивах фирмы Lanston Monotype сохранился комплект шаблонов еще одного шрифта, сделанных по его рисункам). Нисколько не пытаясь умалить роль Стэнли Морисона и Виктора Лардента в создании шрифта Times New Roman, ведь в том виде, каком мы его знаем сейчас, Times New Roman создали именно они (и неизвестные нам по именам штатные дизайнеры фирмы Monotype). Просто возможно, что предыстория этого шрифта известна не полностью. Справедливость требует заметить, что среди его возможных прототипов называли, кроме шрифта Plantin, также шрифты голландского пуансониста XVI века Хендрика ван дер Кеере (Hendrik van der Keere), шрифт Neue Kirchenschrift 1862 года немецкой фирмы Bauer и шрифты американского типографа конца XIX-начала ХХ века Теодора Лоу де Винна (Theodor Low de Vinne). |
||||||||||
Гарнитура шрифта Times New Roman. | ||||||||||
Некоторые относят Times New Roman к голландской антикве старого стиля. Другим гораздо ближе позиция современного канадского исследователя Роберта Брингхерста (Robert Bringhurst), который в своей книге «The Elements of Typographic Style» называет Times New Roman шрифтом, который имеет гуманистический (то есть ренессансный) наклон осей овалов, но маньеристические пропорции, барочную насыщенность цветом и острые неоклассицистические окончания. В целом Times по пропорциям, контрасту и наклону осей овалов скорее уж можно классифицировать как переходную антикву, хотя сверхострые засечки и суженные строчные явно напоминают некоторые шрифты начала ХХ века. В сущности, Times из-за своей эклектичной формы очень напоминает некоторые шрифты второй великой эпохи шрифтотворчества, эпохи Модерна, наподобие нашей гарнитуры Литературной, бывшей Латинской. Визуальный характер прямого (Roman) светлого начертания (серия 327) определяется значительным контрастом, очень крупным очком строчных знаков, короткими выносными элементами, острыми засечками, скругленными в местах присоединения к основным штрихам, и наклонными осями овалов. Строчные буквы заметно светлее прописных и выглядят более узкими. В крупном нижнем полуовале строчного а внутрибуквенный просвет расширен, но в других строчных, например, таких, как b, d, h, m, n, p, q, u он вытянут по вертикали. Это связано с тем, что все строчные буквы имеют слегка вытянутые пропорции. Пропорции прописных, наоборот, достаточно широки и алфавит в целом стремится к одноширинности. Прописные буквы с круглыми элементами, такие, как C и S, довольно открыты. G, несмотря на свою значительную ширину, производит впечатление закрытого знака из-за высокого правого вертикального штриха без нижней шпоры, но с двусторонней засечкой вверху. Прописная J не имеет свисания ниже линии шрифта, в отличие от шрифта Plantin, что характерно уже для шрифтов эпохи классицизма. Буквы с круглыми элементами C, G, S, s на концах штрихов имеют двусторонние остроконечные чуть наклонные засечки. Выраженная обратная засечка в таких знаках характерна для шрифтов не ранее начала XVIII века.
Жирное (Bold) начертание (серия 334) в гарнитуре практически соответствует по ширине прямому светлому, имеет повышенную насыщенность и контрастность, что, очевидно, связано с его первоначальным применением в газете. Как пишет Уолтер Трэйси в своей книге «Letters of Credit», это начертание загадочно, поскольку его строчные знаки по форме ближе к шрифтам эпохи классицизма из-за горизонтальных односторонних засечек в верхней левой части таких букв, как b, d, h, i, j, k, l, m, n, p, r, тогда как в светлом начертании аналогичные буквы имеют наклонные треугольные засечки антиквы старого стиля. Кроме того, строчные знаки жирного начертания пришлось сделать чрезвычайно узкими для соответствия их ширин строчным светлого начертания, в свою очередь, достаточно узких. В результате внутрибуквенный просвет большинства строчных напоминает узкую вертикальную щель, засечки очень короткие, и набор напоминает частокол. Поскольку пропорции прописных ближе к пропорциям прописных основного начертания, от жирного начертания возникает ощущение узких строчных при нормальных прописных. Обычно унификация ширин знаков разных начертаний объясняется необходимостью их совместного применения как основного и выделительного при наборе на линотипе. Но в газете «Таймс» в качестве шрифтового выделения применялся курсив, а жирным начертанием набирались только заголовки, поэтому не было необходимости делать ширины его знаков такими же, как в светлом. Можно было спроектировать жирное начертание более близким по рисунку и пропорциям к основному, как и было сделано позже при разработке полужирного (Semi-Bold). То, что этого не случилось, можно рассматривать как косвенное доказательство того факта, что рисунок жирного начертания тоже был в какой-то мере заимствован.
Первоначально в гарнитуре был разработан только один светлый курсив (Italic). Его прописные буквы несколько более узкие, чем у прямого начертания, но по рисунку близки к нему. Для курсивных строчных характерны жесткая форма k с двусторонней горизонтальной засечкой на конце правого верхнего штриха и жесткие треугольные v, w, y. Буква z вначале имела внизу росчерк с каплей на конце, однако затем фирма Monotype заменила его на строгий горизонтальный штрих. (В шрифте Times Roman фирмы Linotype эта буква сохранила первоначальную форму). Ширины знаков курсива соответствуют основному начертанию.
Жирный курсив (Bold Italic) был выпущен только в 1956 году. По форме он очень близок к светлому курсиву и не совсем соответствует в деталях рисунка прямому жирному начертанию. |
||||||||||
Варианты и переработки шрифта Times. | ||||||||||
В 1936 году было разработано полужирное (Semi-Bold) начертание (серия 421) специально для набора Библии в издательстве Кембриджского университета. Оно отличалось еще более укороченными нижними выносными элементами строчных, утолщенными засечками и слегка исправленным рисунком. Monotype выпустил шрифт серии 727 с облегченными прописными, чтобы они более соответствовали по цвету стандартным строчным. Особенно это было важно для набора на немецком языке с его изобилием прописных (как известно, в немецком все существительные пишутся с прописной буквы). Был разработан также расширенный вариант основного начертания, так называемый Times Roman Wide (серия 427), вариант с удлиненными выносными элементами для книжного набора (серия 627) и несколько жирных и полужирных версий, сверхжирное (серия 834) и узкие начертания (серии 724/725), а также два специальных начертания для набора объявлений мелким кеглем (Times New Roman Small Ads 927). Через год после того, как гарнитура была разработана, Monotype выпустил её в широкую продажу. Версии, распространяемые фирмой Linotype, стали называться Times Roman. Этот шрифт продолжает применяться во всех областях печатной коммуникации, от книг и журналов до рекламы, и стал еще популярнее в связи с появлением компьютерных настольных издательских систем, в которые он обязательно встраивается. В связи с тем, что для него еще в период металлического набора было разработано множество дополнительных математических, фонетических, лингвистических и других специальных знаков, Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. В частности, этой гарнитурой набиралась всемирно известная Британская Энциклопедия (Encyclopaedia Britannica). Широкое применение Times, может быть, связано еще и с тем, что гарнитура стала настолько привычной, что ее рисунок воспринимается как нейтральный. По мере развития технологии обе фирмы, владеющие правами на рисунок шрифта Times, независимо друг от друга принялись развивать гарнитуру по начертаниям и дополнять ее новыми специализированными версиями. Встроенная цифровая версия шрифта Times фирмы Linotype стала стандартной для постскриптовских выводных устройств благодаря сотрудничеству с фирмой Adobe, создателем языка PostScript. Затем Linotype разработал четыре начертания Times специально для цифрового набора текста с экспертными наборами знаков, включая прямую светлую капитель и минускульные цифры. Шрифт был назван Times Ten, поскольку он оптимизирован для применения в базовом кегле 10. Кроме того, были разработаны три прямых заголовочных начертания (Times Eighteen Roman, Bold, Extra Bold) для применения в базовом кегле 18. Послевоенный успех шрифта Times New Roman вызвал волну подражаний и переработок первоначального рисунка. Одним из первых и наиболее близких по форме к Times был шрифт Life, созданный в 1964 году для фирмы Ludwig & Mayer дизайнером В.Бильц (W. Bilz) и дополненный в 1965 году Франческо Симончини (Francesco Simoncini). Следующим шрифтом подобного типа был Concordе фирмы Berthold, спроектированный в 1968 году ее главным художником Гюнтером Герардом Ланге (Gunter Gerhard Lange). И, наконец, в 1972 году Уолтер Трэйси (Walter Tracy) по заказу фирмы Linotype разработал гарнитуру Times Europa для замены Times New Roman Морисона и Лардента в наборе лондонской газеты «Таймс». Этот шрифт более приспособлен к условиям газетного набора и ротационной высокой печати, его пропорции более расширены, уменьшена контрастность и засечки более мощные и не такие острые, как в Times New Roman. Однако с переходом газеты «Таймс» на офсет отпала необходимость в отказе от тонких и элегантных шрифтов, поэтому в 1991 году Times Europa был заменен на новый вариант старого шрифта, под названием Times Millenium. Необычайное распространение шрифта Times New Roman для книжного и журнального набора привело к появлению его многочисленных реплик и копий под другими именами. Наверное, ни один шрифт в истории типографики, за исключением шрифта Helvetica, не подвергался такому массовому надругательству. Особенно этот процесс усилился с внедрением цифрового набора и настольных издательских систем. Часто копии практически ничем, кроме названия, не отличаются от оригинала. Например, версия Times фирмы Bitstream называется Dutch 801, фирмы Alfatype — English. Для многих пользователей персональных компьютеров слово «таймс» стало просто синонимом антиквы, то есть шрифта с засечками, так же как слово «гельветика» стало синонимом гротеска, то есть шрифта без засечек. На этом их познания в шрифтовой области кончаются. Учитывая, что число пользователей РС сейчас, наверное, не менее пяти миллиардов, можно только удивляться, какую популярность приобрел шрифт, в свое время разработанный для одной (пусть и самой известной) английской газеты. Названия таймсообразных шрифтов различных фирм (в скобках приводятся названия производителей). Звездочкой отмечено наличие кириллических версий.
|
||||||||||
Кириллические варианты Times иностранных фирм. | ||||||||||
Кириллический Times фирмы Monotype Шрифт был разработан вначале для металлического (монотипного) набора, а затем переработан для фотонаборных машин ряда Monophoto. Судя по тому, что довольно близкий по рисунку к монотайповскому фотонаборный кириллический Times фирмы Berthold датирован 1967 годом, шрифт фирмы Monotype был разработан ранее этой даты. С освоением в конце 70-х годов первого лазерного фотонаборного автомата Lasercomp монотайповский кириллический Times был переведен в цифровую форму, а с распространением в 80-х годах настольных издательских систем и изобретением языков PostScript и TrueType он стал доступен всем пользователям персональных компьютеров. При этом рисунок самого шрифта практически не изменился. Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит для нас чужой и даже во многом раздражает. Ее неизвестный дизайнер явно был знаком с дореволюционными русскими шрифтами ручного набора, такими, как Рената и Латинский, но не смог критически переработать форму их знаков. Вместе с тем прямое начертание относительно пристойно. Производные начертания, особенно курсивы, гораздо сложнее и соответственно получились хуже. Прямое начертание шрифта Times фирмы Monotype имеет характерную форму букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и прямые диагональные нижние ветви. Свисающие элементы у Д, Ц, Щ, д, ц, щ как будто пририсованы к нижним засечкам, вместо того, чтобы присоединяться к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой конструкции свисающие элементы кажутся бессильно провисшими. Буквы Д, д имеют сильно прогнутый левый штрих и похожи на аналогичные трапециевидные знаки в гарнитуре Литературная (Латинская). Форма левого штриха у букв Л, л (вертикальная, с изогнутым нижним концом и длинной растянутой каплей) не очень согласуется с формой Д, д. Буквы Г, г, м, ю слишком широки, а З, Ш, Щ, в, к слишком узки. Форма Ч, ч не слишком удачна. Верхняя часть Ж выглядит слишком широкой, развесистой и не согласуется с нижней. У прописной Ф малы овальные части. Прописная Я с прямой диагональной ногой имеет слишком сильную динамику влево и выглядит как зеркальное отражение латинской R, что противоречит направлению чтения. Акценты в буквах Й, й черноваты, хотя имеют близкую к традиционной форму с двумя каплями на концах. В целом начертание выглядит не очень сбалансированным по цвету и сильно колеблющимся по пропорциям, несмотря на во многом удачное решение трудных кириллических букв б, д, ф, э. Курсивное начертание гораздо менее удачно как по цвету, так и по пропорциям по сравнению с прямым, хотя некоторые буквы довольно приличны, например, б, а также ж с зигзагообразной серединой. К сожалению, многие другие буквы имеют неудачную форму. Буквы г, к слишком широки. Прямая диагональная нога у к придает знаку жесткость и противоречит курсивному характеру строчных, так же как и верхний диагональный штрих с двусторонней горизонтальной засечкой, заимствованной из латинского k. Верхняя часть буквы ч слишком напоминает аналогичный знак прямого начертания, что противоречит остальным курсивным формам. Верхний выносной элемент у д кажется слишком жестким и колючим. Буква в очень узкая. Верхняя и нижняя части з несбалансированны, как и изогнутые с каплями верхний и нижний выносные элементы у ф, заимствованные у латинского f. Буква л очень острая сверху. Совершенно неудачна форма свисающих элементов у букв ц, щ. Буква я имеет архаичную форму нижней левой диагонали с каплей на конце. Прописные курсивные знаки повторяют ошибки прямого начертания, кроме того, неудачно решена форма Д, Ж, К, которая плохо согласуется с аналогичными знаками в прямом, а в букве Э слишком короткий средний горизонтальный штрих. Жирные начертания повторяют ошибки светлых, прибавляя к ним дополнительные. Например, прямые Г, Д, Л, г, д, л, т светлы по цвету и в наборе образуют дыры. Буквы ж, ф наоборот, слишком черны. Неудачно решение свисающих элементов у ц, щ, форма я. Жирный курсив тоже весьма неровен по цвету. Тем не менее в целом это не самый худший кириллический Times, при не очень большой требовательности к форме букв им можно работать. Кириллический Times фирмы Linotype Кириллический вариант шрифта Times фирмы Linotype в целом выполнен удачнее, чем монотайповский, он ровнее по цвету и правильнее по пропорциям букв. Можно считать, что это один из лучших кириллических шрифтов Times, спроектированных не в России. Тем не менее при близком рассмотрении нельзя сказать, что его знаки лишены недостатков. Прямое начертание представляет другую линию решения кириллических знаков в Times, где характерные буквы Ж, К, ж, к в отличие от монотайповского решения с каплями имеют прямые диагональные ветви с горизонтальными засечками, подобно латинской букве К. Наиболее неудачна форма прописного У, где диагонали соединяются слишком высоко, из-за чего знак становится неустойчивым и падает вправо. Буквы Д, д гораздо прямоугольнее, чем в монотайповской версии, поскольку их левые штрихи почти вертикальны, без прогиба. Свисающие элементы букв Д, Ц, Щ, д, ц, щ, как и в монотайповской версии, неправильно подсоединены к горизонтальным штрихам и бессильно провисают. Буквы Л, Ш, Щ, Ю слишком узкие. Овалы у Ф выглядят слишком маленькими по сравнению с остальными прописными. У строчной буквы ъ слишком длинный горизонтальный элемент слева вверху. Полуовалы букв ъ, ы, ь слишком малы по размеру. Строчная э имеет неверный, в обратную сторону наклон оси овала и выглядит как зеркальное отражение знака с. Акценты у Й, й имеют неудачную, слишком сложную форму с наплывом внизу и двумя маленькими каплями на концах. Курсивное светлое начертание значительно ровнее, чем в монотайповской версии. Прописные повторяют ошибки прямого начертания, в особенности узкие Ж, Ш, Щ, Ю. Интересно, что прописные З, Э, в отличие от прямых, имеют капли на концах нижних штрихов слева. Строчной кириллический алфавит на удивление удачен и гармоничен, в особенности по сравнению с монотайповской версией. Особенно приятно смотреть на буквы б, в, к, ф, ц, щ, ь, э. Строчная к имеет плавно изгибающиеся ветви, верхняя заканчивается каплей. У ф прямой центральный штрих с односторонней засечкой наверху и двусторонней внизу. Свисающие элементы у ц, щ хочется демонстрировать как пример правильного решения. Строчная ж несколько узковата, но из-за своей крестообразной середины она более технологична в мелких кеглях, чем зигзагообразный монотайповский вариант. Буква л несколько широка. У буквы з слишком широкая, несбалансированная верхняя часть, как и у буквы ч. Буква ъ недостаточно сбалансирована из-за слишком прямой формы и длинного росчерка слева вверху. Нога буквы я слишком параллельна ее основному штриху. Акценты у Й, й напрасно повторяют форму акцентов прямого начертания. Жирные начертания достаточно близки по форме к светлым и повторяют все их недостатки, правда, свисающие элементы у ц, щ решены неправильно, как в монотайповской версии: наверное, работал другой дизайнер. Благодаря взаимному лицензионному договору между фирмами Linotype и Adobe все шрифты Linotype предлагаются также и Adobe, в том числе и все кириллические версии Times. Кириллический Times фирмы Berthold Прямое начертание имеет более сбалансированные пропорции, чем у монотайповской версии. Это же можно сказать о курсиве, за исключением слишком широкой строчной ж. Свисающие элементы у ц, щ очень неприятны, но в общем, курсив лучше монотайповского и более узкий, чем линотайповский. Жирное начертание также похоже на монотайповскую версию, но лучше по пропорциям и более ровно по цвету. В целом для зарубежной разработки бертольдовский кириллический Times производит хорошее впечатление, выгодно отличаясь по пропорциям и цвету от монотайповской версии и приближаясь по качеству к линотайповской. Кириллический Times фирмы Letraset Кириллический Dutch 801 (Times) фирмы Bitstream Кириллический CGTimes фирмы Agfa (Compugraphic) Кириллический Timeless (Тимелесс) народного предприятия Typoart Кириллический Nimbus Roman фирмы URW Кириллические Times других фирм |
||||||||||
Кириллический варианты Times отечественных фирм. | ||||||||||
Шрифт Тип Таймс ВНИИ Полиграфмаш Первым профессиональным шрифтом типа Times, разработанным в России, был шрифт Тип Таймс (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он был спроектирован в четырёх начертаниях для фотонабора в конце 70-х годов в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»). Следует упомянуть, что значительно ранее в ОНШ делалась попытка создать подобный шрифт под названием Темп, но тот проект не был завершен. Тип Таймс выпускался для фотонаборного комплекса «Каскад» на Ленинградском заводе «Полиграфмаш», затем он был переработан для цифрового набора и выпускался легально сначала в формате PCL, а затем PostScript Type 1 и TrueType разными организациями, включая АО «Ленполиграфмаш», ВНИИ полиграфии, фирму ParaGraph (в 1990 году) и фирму Intermicro, где этот шрифт назывался Рустаймс, Интертаймс и Респект. Этот же шрифт в форматах PostScript Type 1 и TrueType выпускался фирмой Ipex Research под названиями NTTimes и NTTierce, а также нелегально некоторыми другими фирмами, скопировавшими его в начале 90-х годов, когда цифровых шрифтов не хватало. И до сих пор попадаются издания, набранные этим шрифтом, который обычно называется Times или Dutch. Поскольку это был первый опыт разработки фотонаборного шрифта Times в СССР, нельзя сказать, что он получился очень удачным. В качестве прототипа для определения основных параметров был принят не оригинал фирм Monotype или Linotype, а шрифт CGTimes фирмы Compugraphic, который в свою очередь представлял собой достаточно огрубленную версию, приспособленную к тогдашнему несовершенному фотонабору. Сложность самого рисунка шрифта Times не обещала легкой работы, в процессе которой сменилось несколько дизайнеров. Возможно, всеми этими факторами объясняется известная тяжеловесность рисунка Тип Таймс, которая может быть терпима в мелких текстовых кеглях, особенно на тогдашней плохой бумаге, но далека от изящества настоящего Times в акциденции. При ближайшем рассмотрении шрифт не очень ровен по цвету и имеет достаточно странные формы отдельных латинских и кириллических знаков. По своему рисунку он продолжает линотайповскую традицию форм Ж, К, ж, к, близкую к латинским K, k, однако эти буквы в прямых начертаниях имеют на конце нижней диагонали странную "пятку" вместо внутренней горизонтальной засечки. В прямых начертаниях латинские строчные слишком напоминают гарнитуру Литературную. Неудачны по форме буквы J, R, S, З, Ч, g, j, m, n, r, s, з, я. Слишком черны в наборе знаки M, R, S, W, Ж, К, Ф, Я, g, w, в, ж, м, я. Акцент у Й слишком тяжел. Строчные з, э имеют слева внизу каплю, что не очень в характере шрифта. Курсивы также неровны по цвету, особенно черны буквы W, Ж, К, Я, g, r, ж, к, м. Формы букв f, j, p с недостаточным свисанием влево были обусловлены требованиями фотонабора. Неудачны по форме буквы в, ж, я. Строчные з, э имеют слева внизу каплю, как в прямых начертаниях. В первоначальных фотонаборных вариантах шрифта Тип Таймс курсивные знаки ц, щ, ъ имели почти каллиграфические росчерки с каплями на конце, резко выбивавшиеся из общего стиля, но в ходе дальнейших корректировок это было исправлено.
В конце 80-х годов в ОНШ дополнительно к четырём основным начертаниям были разработаны четыре узких, которые распространялись в цифровом виде фирмой Intermicro. Под названием Респект шрифт в восьми начертаниях доступен и сейчас в фирме ParaType в составе библиотеки шрифтов Intermicro, хотя его качество уже не удовлетворяет современным требованиям. Шрифт PT Newton фирмы ParaType Гарнитуру PT Newton можно считать одним из самых удачных воплощений в кириллице шрифта Times. Ее основным недостатком является несовпадение по размерам и метрикам с общепринятыми западными аналогами, поставляемыми с популярными программами. Подобно линотайповскому варианту, в прямых начертаниях гарнитуры Newton буквы Ж, К, ж, к, близки по форме к латинским K, k. Буквы Д, д трапециевидной формы с прогнутым левым штрихом. Средний штрих у прописной Э имеет на конце двустороннюю вертикальную засечку. Акценты у Й, й имеют традиционную форму с каплями на концах.
Гарнитура PT Newton распространяется фирмой ParaType и её дилерами. Шрифт TM Thames фирмы TypeMarket
Гарнитура TM Thames распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов TypeMarket. Шрифт AG Teutonica фирмы Tilde
Гарнитура AG Teutonica распространяется фирмой Tilde. Шрифт SU TimeRoman фирмы SoftUnion Гарнитура SU TimeRoman распространяется фирмой ParaType и ее дилерами в составе библиотеки шрифтов SoftUnion. Шрифт DA Latinskij фирмы DoubleAlex Font Studio
Гарнитура DA Latinskij распространяется фирмой DoubleAlex Font Studio, а также фирмой ParaType и е дилерами в составе библиотеки шрифтов DoubleAlex. Шрифт AZ Times фирмы Az-Zet К сожалению, графическое бюро Az-Zet более не существует, а его библиотека шрифтов сейчас принадлежит фирме A3-Graphics. Некоторые шрифты из неё распространяются фирмой ParaType, но гарнитура AZ Times не входит в это число. Шрифт SPSL Dutch фирмы SPSL Гарнитура SPSL Dutch распространяется фирмой SPSL, а также фирмой ParaType и её дилерами в составе библиотеки шрифтов SPSL. Использован материал статьи В.Ефимова "Новые римские времена". |
||||||||||
Нужен оригинальный шрифт? | ||||||||||
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru | ||||||||||
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое. Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше... |