Все классификации шрифтов.

На этой странице собраны различные классификации шрифтов.

Суть проблемы:

Посмотреть на форуме.

Историческая классификация.
Гуманистическая (ренессансная) антиква
Гуманистическая антиква появилась в XV веке в Италии как альтернатива готическому письму, которое, по мнению мастеров Возрождения, имело слишком много недостатков. Своей целью они поставили разработку такого метода письма, который мог бы легко воспроизводиться и был бы простым, лаконичным и легкочитаемым. Гуманистическая антиква по начертанию ближе всего приближается к наиболее старым (римским капитальным) шрифтам. В ней можно выделить венецианскую антикву Йенсона, Гриффо; французскую Гарамона, Гранжона; голландскую ван Дейка. Эти шрифты имитируют рукописные, выполняемые ширококонечным пером, отличаются малым контрастом и разноширностью, засечки близки по форме к треугольнику и плавно переходят в основные штрихи, оси овалов наклонны.
К этой группе можно отнести такие шрифты как Bembo, Garamond, Goudy Old Style, Palatino, Times New Roman, Lazurski (гарнитура Лазурского), Mysl (Мысль), Newton (Ньютон).


Переходная антиква (антиква барокко)
Рисунок букв переходной антиквы более контрастен и менее разноширен, форма букв обусловлена главным образом процессом гравирования; засечки более острые, оси овалов почти вертикальны.
Примерами шрифтов этой группы можно считать Caslon, Baskerville, Fournier, Peterburg (Петербург).


Новая антиква (антиква классицизма)
Шрифты, основанные на рисунке новой антиквы, связаны с процессом гравирования на металле; они контрастны, тяготеют к одноширности, их засечки длинные, тонкие; оси овалов строго вертикальны.
Наиболее характерными примерами можно назвать шрифты Bodoni (Бодони), Walbaum, Firmin Didot, Didona.


Брусковые шрифты (египетская антиква)
Изобретена в Великобритании в начале 19 века. Эти шрифты практически не имеют контраста, засечки прямоугольной формы, почти без скруглений в местах присоединения к основным штрихам.
К этой группе можно отнести такие шрифты, как Beton, Memphis, Baltica (Балтика), Xenia Western.


Кларедон
Это вариант брускового шрифта, который можно выделить в отдельную группу. Шрифты этой группы имеют небольшой контраст штрихов и более тонкие брусковые засечки, плавно соединяющиеся со штрихами.
В качестве примера таких штрихов можно назвать Century, Schoolbook (Школьная), Clarendon, Academy (Академическая).


Рубленые шрифты
Возникшие в начале 19 века в Великобритании, шрифты типа гротеск (позже - рубленые шрифты) получили очень широкое распространение. Лаконичность (они не имеют контраста и засечек) вместе с большой художественной выразительностью обеспечивают широкое применение рубленых шрифтов.
Наиболее распространенными можно назвать Helvetica (Гельветика), Futura (Футура), Univers, Gill Sans, Pragmatica (Прагматика), Futuris (Футурис).


Свободная антиква (вариа-антиква)
Сюда входят все те шрифты, которые не вошли в предыдущие группы, например, ленточная антиква, антиква-гротеск и пр.
К этой группе можно отнести шрифты Optima, Broadway, Eckmann, New Journal (Новая журнальная), Банниковская.


Рукописные и каллиграфические
Будет вполне естественно, если мы отнесем к этой группе такие шрифты как Brush Script, ITC Zapf Chancery, Decor (Декор) и др.


Не-антиквенные шрифты
Шрифты отличные от антиквы - готические, ломбардские версалы, унциал, минускул и проч.
Классификация шрифтов по области применения.

Мы не задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама или плакат, заглавие на книжной обложке или надпись на вывеске магазина. Между тем предупреждающую об опасности надпись выполняют буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза, приковывают наше внимание. Выполняя тревожную и броскую или спокойную и малозаметную надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт: строгий или свободный, контурный или оттененный, плакатный или декоративный.

Для оформления книги исторического содержания дизайнер знакомится со стилевыми особенностями шрифтов описываемой эпохи, ибо особенности исторической эпохи, её культура, стиль не могли не сказаться на рисунке шрифтов того времени. Поэтому, создавая новые, мы не должны забывать старых, вышедших из употребления шрифтов. Они потребуются не только при оформлении исторической книги, но и помогут полнее ощутить эпоху, которую мы хотим выразить.
Античная эпоха, например, оставила нам замечательный образец римского капитального шрифта, который и сейчас является образцом искусства шрифтонаписания. Средневековье, с его готическим стилем в архитектуре, дало нам разнообразные готические шрифты, ставшие национальными в Германии, а Ренессанс - антикву. Эпоха классицизма в искусстве и литературе принесла нам новую, классицистическую антикву, отличающуюся от старой большим контрастом штрихов и тонкими длинными засечками.
На основе новой антиквы в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных шрифтов, которые используются в настоящее время как декоративные. Современные антиквенные шрифты являются не чем иным, как модификацией шрифтов, созданных на основе римского капитального и классицистической антиквы.

  1. Текстовые и титульные шрифты, имеющие в своей основе графические признаки римского капитального шрифта колонны Трояна в Риме.
    Шрифты с умеренной контрастностью типа старинной антиквы с острыми закругляющимися засечками, так называемые медиевальные, а также контрастные, производимые от новой, классицистической антиквы с тонкими длинными засечками - обыкновенные. Антиквенные могут относиться не только к этому разделу, но и к разделу декоративных шрифтов. Например, антиквенный шрифт, выполненный контуром, или орнаментированный. Римский капитальный шрифт лежит в основе большинства современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой форм, он в то же время является классическим образцом красоты и торжественности. Древняя антиква в чистом виде может использоваться в надписях особой торжественности и значимости, к примеру, на дипломах, почетных грамотах и т.д. Жирная антиква (английская) хорошо декорируется и трансформируется по начертанию и плотности, а в чистом виде её чаще применяют в произведениях русской классической литературы и музыки XIX века.
Возникновение шрифтов, лишенных контраста, с массивными прямоугольниками-засечками (египетских), а также без засечек (гротесковых) связано с развитием промышленности и торговли в прошлом веке. Для рекламы потребовались простые, броские и выразительные шрифты.
  1. Шрифты малоконтрастные, типа брусковых и египетских с толстыми прямоугольными засечками, а также итальянские с очень широкими горизонтальными засечками. Они несколько тяжеловесны и громоздки, использовать их как текстовые не следует.
  2. Шрифты с едва наметившимися засечками, переходные от шрифтов с засечками к рубленым (гротесковым) без засечек, и шрифты типа ленточной антиквы, контрастные без засечек. Очень близкие к древней антикве, ленточные шрифты могут быть использованы как заголовочные и текстовые, потому что они не обременены особыми декоративными элементами. Однако дизайнер, при необходимости, может их декорировать, не нарушая пропорций, сделать оттененными, объемными или контурными.
  3. Шрифты рубленые (гротесковые) без засечек, неконтрастные. Они могут найти широкое применение в плакатах, рекламе, при написании лозунгов, призывов. Эти шрифты хорошо читаются на расстоянии. Они также могут быть декоративными, если их выполнить в цвете, контуром или оттененными.
  4. Рукописные, каллиграфические и свободно написанные кистью, а также шрифты, имеющие сходство с рукописными. Декоративно выглядит надпись на почетной грамоте или дипломе, на пригласительном билете или визитной карточке, текст поздравительного адреса, выполненный каллиграфическим шрифтом.
  5. Контурные, оттененные и объемные декоративные шрифты разных групп, объединенные по сходству декоративного решения букв. Контурность делает их легкими при различных размерах, и надпись, выполненная таким шрифтом, может хорошо сочетаться с наборным текстом и украшать его. Также им можно найти применение в рекламе, афишах, плакатах.
  6. Так называемые национальные шрифты: старинный русский, украинский, грузинский, армянский, индийский, арабский, китайский (вернее, имитация этих шрифтов). Эти шрифты, конечно, лучше использовать для надписей на ту или иную национальную тему. Например, для рекламы индийского фильма правильным будет использование имитации индийского национального шрифта. Готический шрифт лучше использовать как декоративный для написания текста об истории Германии и т.д.
В России в дореволюционное время типографии пользовались множеством разнообразнейших, особенно декоративных шрифтов, которые применялись для украшения книжных переплетов и титульных листов. Часть их из-за манерности и вычурности оказалась неприемлемой для нашего времени, хотя некоторые текстовые типографские шрифты - латинская, обыкновенная, елизаветинская и академическая гарнитуры - широко используются наравне с новыми, созданными советскими и российскими художниками.
  1. Декоративные, орнаментированные, старые и новые, на русской и латинской основе шрифты. Их можно широко использовать для создания дизайна этикеток, художественной литературы и проч.
  2. Шрифты для художественного оформления - рукописные и печатные инициалы.

Художественный вкус и творческий опыт подскажут дизайнеру, какой шрифт следует выбрать для той или иной надписи, какой шрифт можно использовать без изменений, а какой необходимо приспособить. Неизменными должны быть шрифты, ставшие классическими, созданные выдающимися мастерами шрифтового искусства. Не стоит, например, искажать шрифты мастеров С. Телингатера, В. Лазурского, Д. Бажанова, П. Кузаняна, Г. Цапфа. При изменении пропорций эти шрифты теряют индивидуальность рисунка и все свои художественные качества. Большинство же, ставших давно универсальными, можно свободно применять в трансформированном виде. Конечно, модификация требует от дизайнера большой осторожности - во всех случаях шрифт должен оставаться удобочитаемым и красивым, соответствовать содержанию, а не противоречить ему.

Классификация типографических шрифтов по ГОСТ
Группа рубленых шрифтов
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Journal Bold, Древняя, Плакатная, Bukvarnay.


Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например: Октябрьская.


Группа медиевальных шрифтов
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Literurnaya (Литературная), Банниковская, Lazursky (Лазурского), Times.


Группа обыкновенных шрифтов
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки,соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Usual New, Елизаветинская, Bodoni.


Группа брусковых шрифтов
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Gazeta Bold, Baltica.


Группа новых малоконтрастных шрифтов
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: New Gazeta (Новая газетная), SchoolBook (Школьная), Бажановская, Journal, Academy.


Группа дополнительных шрифтов
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например: рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Классификация шрифтов MS Windows
Roman
Определяет шрифты с засечками, например: Times или Bodoni


Swiss
Определяет рубленые шрифты, имеющие переменную толщину штрихов, например: Helvetica или Futura


Modern
Определяет шрифты, имеющие постоянную толщину штрихов, и все моноширные шрифты, например: Курьер


Script
Определяет шрифты, имитирующие рукописные, например: Decor


Decorative
Определяет декоративные шрифты, например: готические


Dont know
Определяет общий тип шрифтов, используется в том случае, когда информация о шрифте недоступна
Классификация шрифтов по IBM CLASSIFICATION

Примечание: Приводится без ссылки на подклассы. ИК - историческая классификация.

Oldstyle Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII вв., с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (гуманистическая антиква по ИК).


Transitional Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции XVIII-XIX вв., с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (переходная антиква по ИК).


Modern Serifs
Шрифты, основанные на латинской традиции начала XX в., с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (новая антиква по ИК).


Clarendon Serifs
Вариант Oldstyle Serifs и Transitional Serifs, со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (группа кларендон).


Slab Serifs
Характеризуются прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (группа брусковых шрифтов).


Freeform Serifs
Шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации.


Sans Serifs
Большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (рубленые шрифты).


Ornamentals
Декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков.


Scripts
Большинство шрифтов, имитирующих рукописное написание.


Symbolic
Не зависящие от дизайна шрифты, содержащие наборы специальных символов (математических, музыкальных и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом.


No classification
Шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка.
Классификация шрифтов ParaType

В отсутствие общепринятой шрифтовой классификации, каждая из существующих схем отражает личное мнение ее авторов.
Классификация от ParaType — не исключение, но она основана на классическом подходе, который совмещает морфологические, функциональные и исторические аспекты в одной схеме.
Читать дальше...

Система описания шрифтов PANOSE

Разработанная фирмой ElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от перечисленных систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными наиболее характерными параметрами символов. Такой подход обеспечивает большую гибкость при описании шрифтов, позволяет производить более точную подстановку и даже дает возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты (что и реализовано в технологии InfiniFont той же фирмы).

В системе PANOSE шрифты описываются по 10 параметрам, образуя набор из 10 цифр, однозначно описывающий все детали внешнего вида символов. Каждому значению параметра соответствует определенное число, которое и сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов. Например, набору значений 2 2 6 3 6 5 5 2 3 4 в системе PANOSE соответствует шрифт Times. Наборный шрифт (2), имеющий засечки, плавно соединяющиеся со штрихами (2), светлым по насыщенности (6), имеющим классические пропорции (3), невысокий контраст (6), боковой наплыв в округлых буквах (5), односторонние вертикальные засечки (5), обычную форму символов (2), обычное положение средней линии (3), стандартное соотношение высот прописных и строчных букв (4).

FAMILY (Определяет тип шрифта.)
Any (0), No Fit (1), Text & Display (2), Script (3), Decorative (4), Pictorial (5)


SERIF (Определяет форму засечек.)
Any (0), No Fit (1), Cove (2), Obtuse Cove (3), Square Cove (4), Obtuse Square Cove (5), Square Thin (6), Bone (7), Exaggerated (8), Triangle (9), Normal Sans (10), ObtuseSans (11), Perp Sans (12), Flared (13), Rounded (14)


WEIGHT (Определяет насыщенность шрифта.)
Any (0), No Fit (1), Very Light (2), Light (3), Thin (4), Book (5), Medium (6), Demi (7), Bold (8), Heavy (9), Black (10), Nord (11)


PROPORTION (Определяет пропорциональность символов шрифта.)
Any (0), No Fit (1), Old Style (2), Modern (3), Even Width (4), Expanded (5),Condensed (6), Very Expanded (7), Very Condensed (8), Monospaced (9)


CONTRAST (Определяет контраст шрифта.)
Any (0), No Fit (1), None (2), Very Low (3), Low (4), Medium Low (5), Medium (6), Medium High (7), High (8), Very High (9)


STROKE (Определяет форму штрихов.)
Any (0), No Fit (1), Gradual/Diogonal (2), Gradual/Transitional (3),Gradual/Vertical (4), Gradual/Horisontal (5), Rapid/Vertical (6), Rapid/Horisontal (7), Instant/Vertical (8)


ARM (Определяет форму росчерков.)
Any (0), No Fit (1), Straight Arms/Horisontal (2), Straight Arms/Wedge (3),Straight Arms/Vertical (4), Straight Arms/Single Serif (5), Straight Arms/Double Serif (6), Non-Straight/Horisontal (7), Non-Straight/Wedge (8), Non-Straight/Vertical (9), Non-Straight/Single Serif (10), Non-Straight/Double Serif (11)


LETTERFORM (Определяет общую форму символов.)
Any (0), No Fit (1), Normal/Contact (2), Normal/Weighted (3), Normal/Boxed (4), Normal/Flattened (5), Normal/Rounded (6), Normal/Off Center (7), Normal/Square (8),Oblique/Contact (9), Oblique/Weighted (10), Oblique/Boxed (11), Oblique/Flattened (12), Oblique/Rounded (13), Oblique/Off Center (14), Oblique/Square (15)


MIDLINE (Определяет положение средней линии.)
Any (0), No Fit (1), Standart/Trimmed (2), Standart/Pointed (3), Standart/Serifed (4), High/Trimmed (5), High/Pointed (6), High/Serifed (7), Constant/Trimmed (8), Constant/Pointed (9), Constant/Serifed (10), Low/Trimmed (11), Low/Pointed (12), Low/Serifed (13)


X-HEIGHT (Определяет соотношение высот строчных и прописных букв.)
Any (0), No Fit (1), Constant/Small (2), Constant/Standard (3), Constant/Large (4), Ducking/Small (5), Ducking/Standard (6), Ducking/Large (7)
TrueType-шрифты имеют (или должны иметь) описания по системе PANOSE. Type 1-шрифты таких описаний не имеют.
Нужен оригинальный шрифт?
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое.
Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше...
Hosted by uCoz