Шрифт Futura (Футура).

Futura (Футура) является одним из самых популярных и самых "избитых" шрифтов современности, чем обязана своей кажущейся простоте и геометричности.

Суть проблемы:

Посмотреть на форуме.

История шрифта Futura.

Автор рисунка гарнитуры "Футура (Futura)" — немецкий книжный художник и педагог Пауль Реннер/Paul Renner (1878-1956). Мода тех лет была вдохновлена голландским движением Де Стейль (De Stijl) и русским конструктивизмом, равно как и школой дизайна Баухауз (Bauhaus) в Дессау с её девизом «форма определяется функцией», европейские дизайнеры эксплуатировали элементарную геометрию на протяжении 20-х годов. Шрифт Футура (Futura) отражает эту страсть. Пауль Реннер внедрил элементарные графические формы в шрифтовой дизайн, конструируя Футуру с помощью циркуля, треугольника и линейки. По его замыслу Футура должна была стать «шрифтом нашей эпохи». Само название гарнитуры предполагало, что это шрифт будущего.

Однако, успех этого шрифта во многом обусловлен тем, что идея геометрического построения символов не доведена в ней до нонсенса. Обычно конструкция букв включает в себя однотипные повторяющиеся элементы: перекладины, засечки, каплевидные, пламевидные элементы, овалы, полуовалы. Характерное очертание этих элементов позволяет выделить конкретный шрифт из ряда похожих. У Футуры эти элементы были максимально приближены к своим геометрическим прообразам — буква "о" близка к правильной окружности. Современники отмечали в Футуре сочетание абстрактной геометрической жесткости с благородным классическим изяществом, «внеисторическое конструктивное решение, которое производит впечатление необыкновенной чистоты и благородства» (Вилли Хаас). С течением времени Футуры её геометричность ещё более смягчилась в пользу привычного, традиционного рисунка.

Первоначальная концепция Реннера была совершенно абстрактной. Пробные варианты нового шрифта появились осенью 1925 года: ими печатались пригласительные билеты, они демонстрировались в школе искусств Франкфурта-на-Майне. Многие буквы, особенно строчные, ещё имели тогда нарочитый, неестественный вид. В целом шрифт вышел кричащим, рекламным, в текстовом наборе раздражал глаз.

К моменту первого выхода Футуры на шрифтовой рынок, Реннер создал альтернативные варианты спорных букв, близкие к тем, которые входят в современные шрифты семейства Футура. В 1927 году Футура в значительно доработанном виде была опубликована в каталоге фирмы Бауэр (Bauer). В начале гарнитура имела шесть начертаний разной степени насыщенности, плюс три узких начертания и одно с внутренним просветом. Затем количество начертаний было увеличено: появились наклонные и декоративные.

С 1928 по 1956 год Футура подвергалась изменениям. Необходимо отметить, что Реннер до последних дней жизни развивал свой шрифт. Шрифты Реннера: Плак (1928 г.) — гротеск, Баллада (1937 г.) — готический шрифт, Реннер-антиква (1939 г.) — оригинальная небезуспешная попытка создать антиквенный шрифт в стиле готического. Страница, набранная Реннер-антиквой, выглядит совсем как страница, выполненная шрифтом средневековых книг — текстурой.

Геометрические гротески пользовались бешеной популярностью вплоть до 60-х годов XX столетия, когда стали доминировать так называемые новые гротески, такие, как Хельветика (Helvetica) и Универс (Univers). Но сегодня Футура снова любима графическими дизайнерами за ее суровую геометрию и простоту формы.

Особенности шрифта Futura.

Как и все геометрические гротески, Футура в своих начертаниях не имеет контраста. Число элементов, составляющих рисунок каждой литеры, сведено к минимуму. Почти очевидно, что буква o в геометрическом шрифте должна представлять собой просто окружность, если, конечно, за основу шрифта не взят квадрат. Конструирование других знаков, например, строчных а или g, ставит несколько более сложную художественную задачу. Для Футуры строчные символы а, b, d, p, q нарисованы путем элементарного прибавления прямой вертикальной стойки к окружности. Буква t составлена из двух перпендикулярных стоек, а нижний выносной элемент j не имеет закругления. У прописной G нет нижнего вертикального штриха, а Q является правильной окружностью, пересеченной диагональным штрихом. Однако самом деле Футура не содержит ни одной безупречной окружности, и её штрихи далеко не всегда имеют равную толщину, иначе шрифт был бы совершенно нечитаемым. Вертикальные штрихи несколько толще горизонтальных именно затем, чтобы выглядеть равной с ними толщины; тот же эффект учтён в контурах буквы о и других окружностей. Стоит обратить внимание на способы соединения элементов, компенсирующие нежелательные визуальные эффекты и делающие шрифт более ровным по цвету.

Некоторые исследователи видят в оригинальной Футуре особенности, указывающие на её немецкое происхождение. То обстоятельство, что верхние выносные элементы строчных символов спроектированы выше прописных, приближает Футуру к старостильным антиквам и улучшает вид текста на любом языке. С другой стороны, это особенно важно для немецкого, изобилующего прописными буквами. У шрифта вертикально обрезанные концы буквы с — это связано с тем, что в немецких словах после с чаще всего следуют h или k. Названные черты сохранились и в кириллических версиях Футуры.

Версии шрифта Futura.

Футура и множество других геометрических гротесковых шрифтов были всеобщей любовью в конце 20-х и в 30-е годы и трактовались, как выражение современности и индустриальной культуры. Каждая компания-производитель шрифтов стремилась как можно скорее выпустить на рынок свой шрифт подобного рисунка: Эрбар (Erbar) 1922-1930 г.г. Якоба Эрбара/Jakob Erbar, Кабель (Kabel) 1927-29 г.г. Рудольфа Коха/Rudolf Koch, Метро (Metro) 1929-30 г.г. Уильяма Двиггинса/William A. Dwiggins, Темпо (Tempo) 1930-54 г.г. Хантера Миддлтона/R. Hunter Middleton и Спартан (Spartan) 1951-54 Сола Хесса/Sol Hess.

По-разному складывались судьбы геометрических шрифтов — современников Футуры. Более сдержанный, не столь радикальный в своих формах, Эрбар представляет собой отличный шрифт для набора текстов, тогда как Футура находится где-то на грани между текстовыми и акцидентными шрифтами.

В Футуре Реннера нет ужасных угловатых краев, которые есть в Кабеле, и которые делают край полосы набора рваным и очень неприятным на вид. В отличие от Реннера автор Кабеля Кох широко известен и как мастер каллиграфии: в рисунках Кабеля просматривается глубокое понимание законов построения рукописного шрифта и — совершенно сознательный отход от этих законов. Он сделал броский, отталкивающий шрифт, который вряд ли с чем-то будет сочетаться на полосе любого издания. Это своеобразный инструмент пытки читателя, созданный в чисто немецком стиле.

Некоторые варианты Футуры отечественных фирм.

Правами собственности на рисунок и название шрифта Футура обладает фирма Fundicion Tipografica Neufville (Барселона) — правопреемник уже не существующей фирмы Бауэр.

Шрифт Futuris фирмы ParaType
Гарнитура Футурис разработана дизайнером Владимиром Ефимовым, близка по рисунку к оригинальной Футуре.

Автор кириллической версии шрифта — Владимир Ефимов.
Различные начертания шрифта Futuris.

Шрифт NV Futura фирмы ParaType
В 1995 году по лицензии законного владельца тем же автором были разработаны цифровые кириллические версии Футуры в восьми начертаниях — NV Футура.

Авторы шрифта — Владимир Ефимов.
Различные начертания шрифта NV Futura.
Нужен оригинальный шрифт?
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое.
Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше...
Hosted by uCoz