|
Сведения о древнейших жителях дошли до нас в виде рисунков на стенах, камнях, кости и дереве. |
От 3000 г. до н.э. |
Письменность раннеисторического периода состояла из конкретных изображений. В результате убыстрения письма эти изображения упрощались и постепенно превратились в абстрактные знаки. Вначале возникли знаки, соответствующие отдельным словам, затем слогам и, наконец, отдельным звукам.
Были алфавиты только из согласных, затем появились шрифты, включавшие знаки для согласных и гласных. |
|
|
До 800 г. до н.э. |
Текст стал делиться на слова и предложения, появились цифры. Возникли надписи, высеченные на памятниках, книжный шрифт, бытовые и рукописные шрифты. |
Ок. 2900 г. до н.э. |
Все буквы были только прописными. Писали сверху вниз, справа налево, зигзагом (бустрофедон: справа налево, затем слева направо и т.д.), а также слева направо.
Клинопись, предположительно возникшая у шумеров, служила вавилонянам. Персы, ассирийцы и хетты переняли этот шрифт, сохранив, однако, свой язык. До нас дошли надписи на камне, вырезанные из камня печати, оттиски крупных печатей на строительных кирпичах и множество глиняных дощечек с клинописными текстами. |
|
Ок. 2900 г. до н.э. |
Иероглифы, ранний изобразительный шрифт египтян, включал до 500 знаков, соответствовавших слогам и отдельным звукам. Иероглифы вырезали на камне, изображали на стенах и различных предметах или на папирусе. Так как иероглифы писали тростниковыми палочками или трубчатыми перьями и чернилами, они постепенно превратились в курсив (куррере — бежать). Строки писались сверху вниз, справа налево и наоборот. |
|
Ок. 2600 г. до н.э. |
Иератический шрифт образовался на основе иероглифов. В результате быстрого написания изображения были очень упрощены и изменены. |
|
Ок. 700 г. до н.э. |
Демотический шрифт — последующая ступень обобщения. Первоначальные иероглифические знаки совершенно видоизменились. Ныне мы можем расшифровать и прочитать почти все виды египетского письма. |
|
1500 г. до н.э. |
Финикийский шрифт состоит из 22 знаков, соответствующих согласным звукам. Гласные звуки произносились, но не писались. Направление письма справа налево. Возникновение этого вида письма не выяснено. Знаки финикийского письма целиком были переняты греками. |
|
Ок. 1000 г. до н.э. |
Греческий алфавит, как и финикийский, состоит из заглавных букв. Знаки, обозначавшие финикийские согласные, чуждые греческой фонетике, греки использовали для обозначения гласных звуков. В IV веке до н.э. возник ионический шрифт — самая совершенная система знаков с геометрическими элементами. |
|
Ок. 100 г. до н.э. |
Германское руническое письмо на развитие буквенного алфавита влияния не оказало. |
|
VII в. до н.э. |
Латинский алфавит основан на греческом с добавлением знаков для отсутствовавших в греческом языке звуков. Законченность формы знаков демонстрирует высеченная на камне надпись прямым капитальным шрифтом — прописными знаками антиквы, а также оттиски с печатей — гротесковая форма знаков (без засечек). Знаки были только прописные. Ещё не было междусловных пробелов, писали слева направо. |
|
|
|
|
IV в. до н.э. |
С этого времени латинский шрифт распространяется по всему миру. Дальнейшее развитие антиквы — изменение её формы в духе времени. |
V—VI вв. до н.э. |
Прямой прописной квадратный шрифт — книжный шрифт, написанный пером, которое держали в горизонтальном положении.
Шрифт Рустика ("крестьянский") писался пером в наклонном положении. Буквы писались быстрее, теснее, и поэтому шрифт отличался тонкими вертикальными прямыми штрихами и жирными засечками-серифами (прописной шрифт). |
|
|
600 г. до н.э. |
Самый старый римский курсив при более быстром написании превратился в рукописный шрифт античности. |
|
|
VI в. н.э. |
В позднем римском курсиве уже много верхних и нижних выносных элементов, а также формы строчных букв более поздних минускульных (строчных) шрифтов. |
|
|
С 300 г. |
Формы строчных букв поздних минускульных (строчных) шрифтов дали толчок к созданию будущих книжных шрифтов. Шрифт унциал имел округлые широкие формы, а также верхние и нижние выносные элементы (унция = дюйм). |
|
|
500 г. |
В полуунциальном шрифте появились уже формы строчных букв, но он принадлежал ещё к прописным шрифтам. |
|
|
800 г. |
В каролингском минускуле знаки полуунциала преобразованы в строчные буквы, а прописные взяты из древней антиквы. Этот шрифт дошел почти неизмененным до наших дней и явился прообразом классической антиквы Ренессанса.
В этот период формируются шрифты разных стран. |
|
1200 г. |
В «готических» шрифтах округлые очертания латинского исчезают. Угловатая форма типична для всех готических шрифтов. |
Ок. 1200 г. |
Ранняя готика,
Высокая готика,
Поздняя готика. |
Ок. 1440 г. |
Появление первых печатных шрифтов в виде отлитых свинцовых (гартовых) литер. |
1455 г. |
Текстура — угловатый шрифт периода поздней готики. |
|
1480 г. |
В основе швабахского шрифта — шрифт богослужебных книг. Постепенно он превратился в обиходную скоропись. |
|
1486 г. |
Ротунда — округлая готика — шрифт с закруглениями по углам. Возник в Италии. |
|
После 1513 г. |
Фрактура — придворный шрифт времен императора Максимилиана. Для этого шрифта характерны хоботообразные завитки элементов прописных букв и спиральные росчерки в духе рукописных шрифтов. |
|
1470 г. |
Ранняя антиква — классическая, возникла на основе антиквы X в. Это завершение каролингского шрифта. В печатных начертаниях сохранила рукописную форму с косым наклоном пера, размашистыми засечками и косыми верхними элементами строчных букв. Полужирные и жирные начертания антиквы появились уже в наше время. |
|
1495 г. |
Ранний курсив антиквы — наклонный её вариант. |
1500 г. |
Появились учебники с образцами шрифтов. |
1757 г. |
Антиква переходного периода сохраняет форму рукописного шрифта, но с прямым положением пера, с крупными засечками и прямыми верхними элементами у строчных букв. Курсив антиквы переходного периода отличается косыми основными штрихами. |
|
1787 г. |
Поздняя антиква получила свою форму от жирной и светлой антиквы, гравированной на меди. В ней сохранились жирные и тонкие линии рукописного начертания, но засечки выполнены в виде горизонтальных волосяных штрихов. Курсив поздней антиквы характеризуется округлыми формами. |
|
XVIII в. |
Английский рукописный шрифт явился образцом для народов, пишущих латинским шрифтом.
Немецкий рукописный шрифт возник в XVIII в. Зюттерлин и Рудольф Кох преобразовали его для школьных прописей.
В 1941 г. его заменил латинский рукописный шрифт, который стал нормативным немецким шрифтом. |
|
|
1815 г. |
Египетский шрифт с его усиленными тонкими штрихами и засечками относится к первым новым начертаниям антиквы XIX в. |
|
|
1825 г. |
Итальянский шрифт с его тонкими вертикальными и жирными горизонтальными линиями приближается к античной Рустике, но в своеобразном начертании. |
|
|
1830 г. |
Шрифт "Тускан" — один из первых орнаментированных шрифтов, появившихся после 1800 г. |
|
|
1832 г. |
Гротеск происходит от узкого античного шрифта без засечек — линейной антиквы. |
|
|
После 1800 г. |
Украшенные и орнаментированные шрифты служили титульными и выделительными. В XX в. разработано множество новых шрифтов. Новые рисунки, разработанные на основе исторических шрифтов после 1800 г., характеризовались холодным и бездушным начертанием. |
|
После 1900 г. |
Шрифты в стиле модерн и экспериментальные шрифты своими характерными начертаниями ярко отражали стиль того времени. |
|
1900 г. до наст. времени |
Лучшие шрифты нашего времени созданы выдающимися художниками шрифта. Их благородные формы возникли в итоге изучения красоты и практичности всех прежних шрифтов. Создать шрифт могут лишь немногие. Шрифтовое оформление требует больших практических знаний. Типографские шрифты часто называют по имени создателей, но иногда им даются звучные собственные имена. |
|