Всё о шрифте Helvetica. | ||||||||||||||
Arial, Artsans, Bastion, BastionKontrast, Cyrvetica, Enciclopedia, Europa Grotesk, Geneva, Harmonica, Helena, Helga, Helios, Helvetica, Hylvetica, Kolomna, Ladoga, Letterica, Megaron, Neue Haas Grotesk, Neue Helvetica, Nimbus Sans, Pragmatica, Sans, Sunny, Swiss 721, Switzerland, Typ Helvetica, Vanta. Это разные шрифты? Или разные названия одного и того же шрифта? Или разные шрифты очень близкого рисунка? |
||||||||||||||
Суть проблемы: | ||||||||||||||
Посмотреть на форуме. |
||||||||||||||
История создания шрифта Helvetica. | ||||||||||||||
Во второй половине 50-х годов швейцарская шрифтовая фирма Haas/Haas'sche Schriftgiesserei AG поручила своему постоянному дизайнеру Максу Мидингеру (Max Miedinger) переделать существующий шрифт Haas Grotesk, восходящий к гротескам 19 века, таким, как Akzidenz-Grotesk. Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом (Edouard Hoffman) из фирмы Хаас, адаптировал рисунок Хаас Гротеска в духе времени, соответственно вкусам господствующей тогда швейцарской школы дизайна. Новый шрифт был назван Neue Haas Grotesk, то есть Новый Хаас Гротеск. Когда в 1961 году германская фирма D.Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, он был переименован из соображений маркетинга в Helvetica, в честь латинского названия Швейцарии — Helvetia. Гарнитура Хельветика стала доминирующим шрифтом для многочисленных приверженцев интернационального типографического стиля, также известного как швейцарский стиль. Он зародился в 40-х годах в Швейцарии и культивировал ясность, точность и объективность. Сначала гарнитура имела только несколько прямых начертаний. Затем она постепенно стала разрастаться, включая варианты разной насыщенности, узкие, широкие, а также наклонные начертания. Также были разработаны декоративные варианты: контурные начертания, с двойным контуром, трехмерные, оттененные, а также с закругленными концами штрихов. Долгое время Хельветика была наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом. В связи с этой популярностью в 1983 году фирма Linotype выпустила её улучшенную версию, названную Helvetica Neue, то есть Новая Хельветика, состоящую из невероятного тогда количества вариантов (51 начертание), включая сверхтонкие и сверхжирные. Helvetica Neue системно спроектирована, как Univers, и также имеет двухзначную цифровую систему обозначений, чтобы отличать одно начертание от другого. С внедрением компьютерных настольных издательских систем Хельветика стала знакомым названием для каждого владельца домашнего компьютера, поскольку этот шрифт, наряду с Таймсом, был встроен в большинство операционных систем, текстовых редакторов и программ для верстки, от самых простых до профессиональных графических пакетов. При этом Хельветика продолжает широко применяться в типографике и рекламе. Её популярность заставила фирму Microsoft заказать фирме Monotype гротеск близкого рисунка под названием Arial, насыщенность и ширины знаков которого совпадают со знаками Хельветики. Причины такого решения очевидны. Таким образом, шрифт, который мы сейчас находим в любом продукте фирмы Microsoft, был спроектирован, чтобы заместить Хельветику. И Microsoft не одинок: такие фирмы, как Agfa/Compugraphic, Autologic, Bitstream, Corel, Mannesmann-Scangraphic, Tegra/Varityper и другие создали свои версии Хельветики под названиями Helios, Geneva, Swiss 721, Switzerland, Europa Grotesk, Megaron и т.д. Нельзя сказать, что Хельветика — самая копируемая гарнитура среди латинских шрифтов, но, несомненно, благодаря своей популярности она относится к наиболее часто копируемым. Но это латинские проблемы. Как же дело обстоит с кириллическими версиями Хельветики? Ещё хуже, потому что их гораздо больше, чем латинских вариантов. И качество их, в отличие от латинских прототипов, гораздо разнообразнее: от вполне профессионально спроектированных шрифтов до совершенно чудовищных поделок, которыми просто нельзя работать. |
||||||||||||||
История создания кириллической Хельветики. | ||||||||||||||
В России первые попытки кириллизировать Хельветику начались сразу после ее широкого распространения на Западе, начиная с 60-х годов, то есть задолго до начала компьютерной эры. Сколько художников этим занималось, теперь трудно сказать. Известны кириллические версии Хельветики работы Юрия Курбатова и Максима Жукова, Андрея Крюкова, Анатолия Кудрявцева, но это явно не весь список. Эти шрифты делались прежде всего для собственной работы в графическом дизайне и распространялись в лучшем случае из рук в руки в виде фотокасс. Они носили акцидентный характер и не предназначались для текстового набора, сейчас, может быть, на некоторые из них забавно смотреть, но подвижники, которые делали эти шрифты, героически пытались расширить скудный шрифтовой ассортимент советских времен. Эти люди заслуживают только уважения, потому что они подготовили почву для современной типографики. Надо ли говорить, что эти шрифты делались без разрешения и, следовательно, нелегально по отношению к фирме Linotype (держателю авторских прав на Хельветику). Практически параллельно этим попыткам создать кириллическую Хельветику в СССР за рубежом началась разработка кириллических (и греческих) расширений настоящей наборной Хельветики, как и других распространенных на Западе шрифтов. Забавно, что эти два процесса шрифтотворчества развивались совершенно независимо друг от друга, что объясняется разделением тогдашнего мира на две противоборствующие системы. Прежде всего разработкой кириллической Хельветики на основе соответствующей латиницы занялась сама фирма Linotype. Приблизительно в 1970 году Linotype выпустил несколько начертаний фотонаборной кириллической Хельветики, в конечном итоге их число достигло десяти (Light, Light Inclined, Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Condensed, Bold Condensed, Black Condensed, Inserat). Эти шрифты работали только на больших фотонаборных системах производства Linotype, например, таких, как автоматы ряда Linotron и Linotronic, которые поставлялись в СССР. пять начертаний этого шрифта (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Inserat) были позже переведены в цифровую форму и сейчас доступны в форматах TrueType и PostScript Type 1. |
||||||||||||||
История создания кириллической Хельветики для компьютерных систем. | ||||||||||||||
После изобретения персонального компьютера и параллельно внедрению в нашей стране настольных издательских систем, Интернета и прочих благ цивилизации возник вопрос о кириллических шрифтах для этих систем вообще и о Хельветике — одном из самых распространенных шрифтов — в частности. Первые кириллические шрифты для ПК в нашей стране, как известно, сделали программисты, хотя это был не лучший продукт их деятельности. (Какой же российский программист 80-х годов не занимался кириллизацией Курьера, Хельветики и Таймса?) Впрочем, они сами очень быстро догадались, что получается что-то не то, и нашли более осмысленное приложение своим силам, поэтому кириллические шрифты первой волны мы рассматривать не будем. Тем более, что эта шрифтовая самодеятельность происходила без всякого разрешения держателей авторских прав. Кириллические шрифты второй волны (конца 80-х и начала 90-х годов), произведенные в России, в целом отличались сомнительным техническим качеством и несли следы спешки. Это был период российского шрифтового бума, вызванного сразу несколькими причинами: перестройкой, технологической революцией, экономическими изменениями и отменой идеологических ограничений. Надо было срочно ликвидировать нехватку кириллических наборных шрифтов. Этим занялись многие, от профессионалов до разных лиц и организаций, озабоченных возможностью заработать на дефиците шрифтов. Немногие из них пережили перестройку, и сейчас их имена (Alex Pandre, Apcom, InfoLada, NeaType, SignArt и др.) почти забыты, хотя шрифты их иногда откуда-то появляются. Надо сказать, что почти все более профессиональные фирмы (ParaGraph/ParaType, TypeMarket, DoubleAlex, Tilde, Az-Zet, Intermicro, SoftUnion, «Ленполиграфмаш»), производящие шрифты сейчас или в недавнее время действовавшие на отечественном шрифтовом рынке, тоже начали свою работу вместе с перестройкой. Легальность разработок в тот период никого не беспокоила: шрифты передирали друг у друга, в лучшем случае меняя их названия. Что уж говорить о каких-то обязательствах перед иностранцами. В это же время наши зарубежные друзья тоже озаботились созданием для нас кириллических компьютерных шрифтов, в частности, Хельветики. Наверное, первой среди них была американская фирма Casady & Greene, печально известная своим шрифтовым набором Glasnost, которая быстро сделала и Хельветику такого же качества. Несколько получше получились кириллические Хельветики у германских фирм MacCampus — шрифты Kolomna и Ladoga и URW – гарнитура Nimbus Sans, а также американской фирмы Russian Type Foundry — семейство шрифтов Sunny. Самой лучшей кириллической Хельветикой в это время была цифровая версия фотонаборного шрифта фирмы Linotype. Авторы всех этих шрифтов нам неизвестны. В России шрифтовой бум закончился приблизительно к 1994 году. Рынок кириллических шрифтов относительно заполнился, потребители стали обращать внимание на качество и искать новые шрифты. Процесс шрифтового производства и распространения перешел в нормальную стадию, которая продолжается и сейчас. Одновременно на Западе возник интерес к разработке нелатинских шрифтов (в том числе кириллических), вызванный распространением стандарта Unicode и внедрением Windows 95 и её локализованных версий. В результате произошло если не слияние, то во всяком случае значительное сближение позиций восточных и западных проектировщиков кириллицы, что нельзя не признать нормальным. |
||||||||||||||
Кириллический версии гарнитуры Helvetica. | ||||||||||||||
Сейчас мы можем встретить вокруг примерно с десяток разных вариантов кириллической Хельветики. Наиболее распространенным шрифтом этого типа нужно считать Arial Cyrillic фирмы Microsoft (он встроен в операционную систему Windows и её аппликации). Вторым по частоте встречаемости таким шрифтом может считаться PT Pragmatica фирмы ParaType (ранее ParaGraph), поскольку она растространяется вместе с клавиатурным драйвером ParaWin и другими программными продуктами как для Windows, так и для Mac OS. На платформе Macintosh часто встречается шрифт Bastion фирмы DoubleAlex Team. Также распространен шрифт TM Helios фирмы TypeMarket, довольно сильно развитый по начертаниям. Встречаются также варианты фирм Tilde (AG Letterica), SoftUnion (SU Cyrvetica, SU Hylvetica), Intermicro (IM Helga, IM Vanta). Могут также появиться Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Наиболее законными среди них должны считаться те кириллические шрифты, которые сделаны либо непосредственно на фирме — держателе авторских прав на латинскую версию, либо с её разрешения. В нашем случае это Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Все остальные перечисленные шрифты с точки зрения авторского права не являются Хельветикой, несмотря на качество разработки и степень близости рисунка. Шрифт Arial Cyrillic фирмы Microsoft/Monotype Его основное начертание не очень ровное по цвету: буквы У, ж, к светлее, чем нужно. Пропорции некоторых характерных знаков нарушены: К, Л, Ф, к слишком узкие, а Ж, л, ф слишком широкие. В буквах И, Й нарушено правильное распределение толщин штрихов: вертикальные слишком тонкие, а диагональные чересчур толсты (похоже на зеркальное отражение латинской N). Бросается в глаза различное решение строчных букв д и л. Свисающие элементы у букв Ц, Щ, ц, щ недостаточно высовываются вбок для текстового шрифта. Понятно желание разработчиков внести существенную разницу в решение кириллических букв Ж, К, ж, к по сравнению с латинскими K, k, но все же для такого сурового шрифта они выглядят слишком извилисто. Кириллический курсив Ариала выглядит гораздо сомнительнее. Это вообще очень трудная задача — создать настоящий курсив для кириллического гротеска, и нельзя сказать, что Monotype с ней справился. Достаточно взглянуть на довольно корявые буквы б, в, г, д. Сочетание букв курсивной формы б, в, г, д, и, й, т, ц, ш, щ, и наклонных, особенно таких, как л, м, н, ъ, ы, ь в тексте не производит впечатления единства. Жирные начертания имеют примерно те же недостатки, к которым прибавляются очень низкие и плоские полуовалы у Ъ, Ы, Ь, ъ, ы, ь, ъ, ы, ь и очень слабые по цвету акценты у Й, й. Словом, шрифт Ариал почти хороший, профессионально разработанный шрифт для повседневных конторских целей. Его не надо искать. Он имеет достаточную насыщенность и хорошо реализован технически, чтобы прилично выглядеть на экране и при печати на устройствах низкого разрешения. Им можно набирать тексты, не ставя перед собой художественных задач. В пользу Ариала говорит также то, что он поддерживает все языки, положенные при кириллической кодировке (украинский, белорусский, сербский и македонский, помимо русского, болгарского и английского), то есть его файлы по знаковому составу точно соответствуют стандарту. Что неудивительно, потому что стандарт ввела фирма Microsoft. О профессионализме разработчиков Ариала можно судить по тому, что в курсивных начертаниях они применяют прямые дополнительные знаки, такие, как #, +, <, =, >, @, |, ™, ¤, ¦, ©, ¬, ®, ±, ¶ . Тем не менее лучше избегать шрифта Ариал в графическом дизайне всех видов, художественной литературе и других текстах, предназначенных для сплошного чтения. Пишите им письма по электронной почте. И уж конечно, всем противопоказано рассматривать увеличенные рисунки его букв. Во избежание порчи вкуса и настроения.
Шрифт PT Pragmatica фирмы ParaType Гарнитура распространяется фирмой ParaType и её дилерами.
Шрифт TM Helios фирмы TypeMarket Гарнитура распространяется фирмой TypeMarket, а также ParaType и её дилерами.
Шрифт AG Letterica фирмы Tilde В России гарнитура Леттерика распространяется фирмой ParaType и её дилерами только в кирриллической кодировке, но в Латвии фирма Tilde поддерживает стандартную латинскую и восточно-европейскую (балтийскую) кодировки.
Шрифт SU Cyrvetica фирмы SoftUnion Гарнитура распространяется фирмой SoftUnion, а также ParaType и её дилерами.
Шрифт IM Vanta фирмы Intermicro
Шрифт Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype
Использован материал статьи В.Ефимова "Джамбаттиста Бодони - шрифт и человек". |
||||||||||||||
Нужен оригинальный шрифт? | ||||||||||||||
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru | ||||||||||||||
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое. Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше... |