Всё о шрифте Bodoni. | ||||||||||||||||||
Имя «Бодони» у современного человека, как правило, ассоциируется с одноимённым шрифтом, отличающимся высокой контрастностью между основными и соединительными штрихами, тонкими горизонтальными засечками, симметричностью, закрытостью форм и равноширинностью знаков. Более сведущие вспомнят эпоху классицизма, напечатанные в Парме ясные и элегантные по форме, без лишних украшений и набранные изящными, люминесцирующими шрифтами издания классической литературы и философии, а также знаменитое «Manuale tipografico» (Типографическое руководство). Те книги, за которые Бодони прозвали "королём печатников и печатником королей". Специалисты же скажут что это один из революционеров в шрифте и типографике конца XVIII века, создателей шрифта "антиква нового стиля". Из этого следует, что как шрифт, так и знаменитый мастер, его создавший, заслуживают отдельного разговора. |
||||||||||||||||||
Суть проблемы: | ||||||||||||||||||
Посмотреть на форуме. |
||||||||||||||||||
Краткая биография Джамбатиста Бодони. | ||||||||||||||||||
Джамбатиста Бодони (Giambattista Bodoni, 1740-1813) происходил из семьи пьемонтских печатников. В возрасте восемнадцати лет был принят в типографию Конгрегации Propaganda Fide (пропаганды веры) в Риме в качестве наборщика. Там он приобрёл первые навыки гравёра-пуансониста и научился набору текста на восточных языках. Эта типография была основана в 1629 г. для нужд миссионерской деятельности и поэтому постоянно обновляла и увеличивала многочисленный репертуар своих шрифтов. Ещё работая в типографии Propaganda Fide в Риме, Бодони активно интересовался шрифтами Фурнье и Баскервиля и намеревался совершить путешествие в Англию для изучения и копирования работ последнего. Но по пути он заболел малярией, что заставило его остановиться в Салуццо (Saluzzo), в типографии у родителей. Здесь он резал бордюры и украшения, пользующиеся в то время большим спросом, и что особенно ценно, нарезал свой первый прямой шрифт. Но продолжать дело родителей Бодони не собирался и был весьма рад, когда с помощью священника Паоло Пачауди (Paolo Paciaudi), поддерживающего его опыты ещё во время работы в Риме, он был приглашён в Парму, возглавить типографию герцога Пармского. Это произошло в 1767 г., когда в права наследования герцогством вступил молодой Фердинанд (Ferdinand), и пока он осваивал премудрости управления, реальной властью обладал его премьер-министр Гийом Дю Тюльо (Guillaume Du Tillot). Он вознамерился сделать двор герцога Пармского центром искусств и наук, сравнимым с дворами Парижа, Мадрида и Турина. Бодони был приглашён основать и возглавить типографию, которая, по примеру парижской Imprimerie Royale (королевской типографии), должна была стать местом производства высочайших по качеству и совершенных по рисунку шрифтов, а также центром создания и распространения прекрасных и редких книг. Почти полвека Бодони руководил пармской Stamperia Reale (Королевской типографией), а в 1791 г. основал свою собственную типографию Nel Regal Palazzo (При королевском дворце). В общей сложности им было напечатано более тысячи книг. |
||||||||||||||||||
Как создавались шрифты Бодони. | ||||||||||||||||||
Но те знаменитые шрифты, которые нам известны под названием "Бодони", и которые ознаменовали новую эпоху в шрифтовом дизайне, появились далеко не сразу. Основой для них послужили предыдущие опыты мастеров шрифтов переходного стиля, особенно Пьера Симона Фурнье (Pierre Simon Fournier, 1712-68). Шрифты Фурнье в общем моделировали так называемый "королевский шрифт" (Romain du Roi). Он был сделан в рамках работы королевской комиссии по стандартизации наук и ремёсел, созданной приказом короля Франции Людовика XIV в 1692 г. в Париже и начавшей свою деятельность с типографского ремесла.
Королевская комиссия предполагала создать идеальный по форме шрифт. Для этого его изначально проектировали по модульной сетке. Буква вписывалась в систему координат, форма была предельно геометризирована, строилась по циркулю и линейке, засечки и отдельные элементы имели по возможности близкую форму, толщины штрихов имели также одинаковые размеры. Хотя Гранжан достаточно вольно обошёлся с рисунками, что, кстати, пошло шрифту на пользу, он сохранил ряд особенностей, позволяющих некоторым исследователям определить его как первый переходный шрифт. Его рисунок, по сравнению со шрифтами "старого стиля", имел больший контраст между основными и соединительными шрифтами и более симметричное построение. На шрифты Фурнье также оказали влияние рисунки Якоба Флейшмана (J.M.Fleishmann) для типографии Enschede в Амстердаме. На фоне большинства амстердамских шрифтов массовой литературы, которые, несмотря на зауженную форму, завершались малоконтрастными засечками старого стиля, его шрифты отличались тонкими засечками и соединительными штрихами. В начале своей деятельности в Парме Бодони использовал шрифт и наборные украшения Фурнье. Он был под большим влиянием работ и идей французского мастера. Известно, что Фурнье был первым, кто попытался создать стройную типометрическую систему, и написал своё "Manuel tipographique" (Типографическое руководство). Как Бодони, так и известный французский пуансонист и наследник семейного предприятия Фирмен Дидо (Firmin Didot), независимо друг от друга, усовершенствовали и развили типометрическую систему и идеи предельной геометризации и повышенной контрастности в форме шрифтов. Известно, что Бодони, как пуансонист, отличался особым мастерством. В связи с технологией в то время на каждый размер шрифта гравировались свои пуансоны и опытные мастера учитывали пропорциональные изменения и изменения толщин знаков. Бодони достигает в этом непревзойдённых результатов, гравируя текстовые шрифты с разницей в пол-пункта и учитывая при этом все соответствующие изменения. В 1778 г. вышло первое издание книги Бодони "Manuale tipografico" (Типографическое руководство), в котором были широко представлены образцы созданных им шрифтов. Как по внешнему оформлению, так и по шрифтам оно было весьма близко к подобному изданию Фурнье.
Около 1790 года Бодони нарезал свои первые оригинальные шрифты, которые были более геометризированы по форме, чем шрифты Фурнье. В совершенствовании своих шрифтов он исповедовал те же принципы и идеи, которые в это же время столь же наглядно проявились и в шрифтах Дидо. Прежде всего это выражалось в высокой контрастности между основными и вспомогательными штрихами, а также большей статичности и симметрии в рисунке букв. В курсиве он постарался применить ту же систему, пренебрегая традиционными формами, выработанными в рукописном письме. Революционность идей Бодони и Дидо, может быть, ещё не вполне осознанно проводимых в их шрифтовом творчестве, заключалась в окончательном отказе от предшествующих традиций следовать рукописной основе шрифтов. Первопечатники и гравёры XV века не представляли себе возможности отхода от традиционных форм знаков, принятых в рукописях своего времени. Прошло три века, и осознание возможностей и преимуществ новой технологии позволили отойти от привычных традиций. Сам Гутенберг для своих ранних работ изготовлял большое количество лигатур и вариантов букв, с целью воспроизвести текст максимально похожим на рукописный. В своих поздних книгах он уже стремился найти ту идеальную форму знаков, которая позволила бы получать хороший набор, используя лишь алфавит, несколько лигатур и вспомогательных знаков. Опыты Фурнье, Баскервиля и других великих мастеров, шрифты которых классифицируются как переходные, показали, что в металле можно нарезать любую форму, согласующуюся с желанием автора и эстетическими воззрениями соответствующей эпохи. Бодони и Дидо и их последователи довели эту идею до логического завершения. Сам маэстро так писал об этом: «...формы букв обретут закономерность и упорядоченность, и перед нами предстанут соразмерность, лишённая случайностей, оригинальность, освобождённая от разлада, тождество и симметрия, восторжествовавшие над хаосом. Естественное преимущество книгопечатания как раз и состоит в том, что здесь каждая буква постоянно сохраняет приданную ей форму, ибо она отливается с одной и той же матрицы и оттискивается с одного и того же пуансона».
Бодони стремился изготовить для своей типографии шрифты всех времен и народов, чтобы иметь возможность набирать тексты на любых языках. Он создал не только множество латинских прямых и курсивных шрифтов, но и большое количество рукописных, а также греческих, еврейских, арабских и других восточных шрифтов, в том числе прямую и курсивную кириллицу. При создании этих шрифтов он руководствовался теми же идеями работы с формой, которые проводил при создании латинских знаков. Одним из итогов этого творчества стала изданная им в 1806 г. книга "Oratio Dominica" ("Отче наш"), в которой эта молитва была набрана на 155 языках, по большей части "экзотическими" литерами. Наиболее интересны для нас его опыты с русскими шрифтами. В качестве образцов для создания кириллических знаков Бодони использовал образцы петровского гражданского шрифта и каталог шрифтов типографии Академии наук 1748 г. В это время графика кириллических знаков ещё не устоялась и не сложилось определённых исторических традиций. Бодони, подходивший к этим образцам таким же образом, как и к сложившейся веками латинице и не вполне понимавший природу их возникновения, создал кириллические знаки, весьма странные по форме. Вероятнее всего, Бодони разрабатывал кириллические шрифты без конкретного заказа, а ради собственного удовольствия. Возможно, по этой причине странная форма сделанных им знаков не повлияла на развитие русского типографского шрифта. Глядя на так называемые "экзотические" шрифты маэстро, создаётся ощущение, что они отличаются теми же особенностями.
Своими шрифтами Бодони набирал и прославившие его книги. Свои принципы набора он излагал следующими словами: «Любая книга тем совершеннее, чем отчётливее проявляется в ней простая красота букв. В этом выражается и на этом основывается слава искусства книгопечатания. ...одни только буквы и являются необходимым и достаточным элементом книги, всё прочее же существует благодаря им». К концу XIX века у маэстро сложился свой стиль в типографике, который предполагал полный отказ от использования многочисленных виньеток и прочих декоративных украшений, активно применявшихся в то время. Красота, ясность и уравновешенность полосы набора достигалась за счет отношения самого шрифта к окружающему его, щедро используемому белому пространству. Собрания сочинений Тассо (1789), Горация (1793), Вергилия (1793), Гомера (1808) и другие книги, набранные им подобным образом, многими современниками воспринимались как совершенное произведение печатного искусства и образец для подражания. При этом многие известные люди своего времени упрекали Бодони в том, что работа над типографической формой произведения для него часто оказывается важнее содержания. Далеко не всегда был высок научный и литературный уровень печатаемых им произведений. Это позволило его французскому коллеге Фирмену Дидо написать следующее: «Как литератор я осуждаю его издания, как типограф - восхищаюсь им» (статья в парижском «Энциклопедическом журнале», 1799 г.). На это можно возразить, что работая в типографии герцога, Бодони далеко не всегда сам выбирал произведение для печати. Да и не всегда в Парме можно было найти должного уровня специалистов для редактирования научных текстов, а приглашать издалека не всегда было удобно. При этом книги Бодони пользовались столь огромной популярностью в Европе, что многие известные авторы стремились быть напечатанными именно у него. В течение жизни Бодони не раз печатал книги, которые выполняли роль каталогов, демонстрируя более 400 шрифтов, созданных им при жизни. В 1778 г. вышло первое издание его «Manuale tipografico» (Типографического руководства), в котором были широко представлены образцы разработанных им шрифтов. Второе издание «Типографического руководства» опубликовала в 1818 г. вдова типографа, Паола Маргерита (Paola Margherita).
В течение 5 лет после смерти мужа эта героическая женщина собирала, заканчивала и печатала его произведения, видя в этом свой долг перед супругом. Бодони успел подготовить предисловие к «Manuale tipografico». В нём он изложил свои взгляды на типографику и подробно описал созданные шрифты. В посмертной описи имущества маэстро содержится упоминание об имеющихся у него 25,491 пуансоне и 50,283 матрицах. |
||||||||||||||||||
О форме шрифтов Бодони. | ||||||||||||||||||
Формы шрифтов "нового стиля", к которым относят шрифты Бодони, несмотря на то, что многими современниками они воспринимались как экстремальные, пользовались огромной популярностью. Почти всё последующее столетие применялись подобные шрифты и их многочисленные декоративные вариации. В связи с массовым производством и сменой моды и стилей в искусстве изначальное качество рисунка и чистота типографики были утеряны. Как реакция на засилье шрифтов "нового стиля", началось активное движение по возрождению шрифтов "старого стиля". В это время чистота и элегантность классицистической антиквы воспринималась как холодность и безжизненность, а ритмичность как монотонность. Шрифты "старого" и "переходного" стилей стали активно применяться во всех видах печатной продукции, особенно в книжной. Но по прошествии двух веков современные варианты этих шрифтов вновь активно используются в типографике во всех видах печатной продукции. Особенно активно они применяются в журнальном дизайне, рекламе, в основном в качестве заголовочных и акцидентных, используя все преимущества данного стиля. Шрифты Бодони визуально как будто люминесцируют благодаря сильнейшему контрасту между основными и соединительными штрихами. Рисунок подлинных шрифтов Бодони характеризуется небольшим скруглением засечек в месте присоединения к основным штрихам, хотя многие позднейшие копии игнорируют эту особенность. Общий рисунок знаков живой и гармоничный. Вертикальная ось овалов дает ощущение математической точности литер, а по отношению к росту строчных знаков верхние и нижние выносные элементы кажутся довольно длинными. У строчных знаков левосторонние засечки заметно прогнуты, а каплевидные окончания по форме стремятся к окружности (ил.). Курсив Бодони соответствует по форме, пропорциям и построению прямому начертанию и так же гармоничен.
|
||||||||||||||||||
Версии шрифта Bodoni. | ||||||||||||||||||
Энциклопедия шрифтов Джасперта, Берри и Джонсона (Jaspert, Berry, Johnson, Encyclopaedia of Type Faces, 1970) упоминает две основных современных версии шрифтов Бодони производства фирм ATF и Bauer. Наиболее важное воспроизведение шрифта Бодони в современной типографике - это версия, разработанная в 1911 году Моррисом Бентоном (Morris F.Benton) для фирмы American Type Founders/ATF. Как и во многих своих шрифтах, Бентону удалось передать дух первоисточника, в частности шрифтов самого Бодони, и в то же время создать рисунок, выдерживающий применение различных технологий печати того времени. Фирмы Monotype, Haas, Linotype, Ludlow, Berthold и другие повторили ее с небольшими изменениями. Выпущенный в 1926 году фирмой Bauer шрифт Бодони приписывается Генриху Йосту (Heinrich Jost, 1889-1949), который в 1922 году стал арт-директором фирмы. Спроектированный шрифт, возможно, ближе всего по духу к настоящим шрифтам Бодони, особенно крупнокегельным вариантам, с их чуть скругленными засечками, ясным контрастом и деликатными переходами от тонких штрихов к широким.
Следующая версия Бодони, выпущенная фирмой Berthold в 1986 г. для фотонабора, нарисованная под руководством её художественного директора Гюнтера Герарда Ланге (Gunter Gerard Lange), была спровоцирована заказом известной компьютерной фирмы IBM. Карл Герстнер выбрал шрифт Berthold Вodoni 1930 г. выпуска в качестве фирменного шрифта IBM, но для воспроизведения с помощью современных цифровых и фотонаборных технологий старая версия уже не подходила. И тогда Ланге перерисовал шрифт, основываясь на подлинных рисунках шрифтов Бодони 14 кегля, имеющихся в "Manuale Tipografico" 1818 г. издания. В результате получился шрифт, очень близкий по рисунку к шрифтам Бодони, которые по ряду причин не рассматривались в начале века как основа для переработки. Шрифт был назван Berthold Bodoni Old Face и выпущен в восьми начертаниях, включая прямые и курсивные начертания в нормальном, жирном и полужирном, а также капитель в нормальном прямом и курсивном начертаниях.
На этом процесс возрождения шрифтового наследия великого мастера не закончился. В 1994 году группа дизайнеров под руководством Самнера Стоуна (Sumner Stone) на основе изучения сохранившихся шрифтов Бодони и их оттисков разработала для фирмы ITC новый цифровой вариант под названием ITC Bodoni, который воспроизводит реальные рисунки Бодони для кеглей 6, 12 и 72. История проекта такова. В августе 1991 г. Холли Голдсмит (Holly Goldsmith) и Дженис Прескот Фишман (Janice Prescott Fishman), шрифтовые дизайнеры из фирмы Xerox Corporation, Аллан Хэйли (Allan Haley), исполнительный вице-президент ITC и Айлин Стризвер (Ilene Strizver), директор шрифтового развития ITC, а также знаменитый шрифтовой дизайнер и владелец фирмы Stone Type Foundry Самнер Стоун прибыли в Парму. Они побывали в музее Бодони, тщательно изучили металлические пуансоны, гравированные рукой маэстро, и просмотрели наиболее известные из тысяч книг, набранных и изданных им за свою жизнь. Во времена фотонабора стало сложившейся практикой не утруждать себя учётом пропорциональных и прочих изменений рисунка шрифта, в зависимости от применяемого размера, а создавать один размер шрифта и потом лишь масштабировать его в различных пределах, что приводило к большим потерям в качестве рисунка. Впоследствии это стало нормой и для цифровых шрифтов. В проекте ITC Bodoni была поставлена цель возродить старые традиции. По приезде в Америку к работе был привлечён известный шрифтовой дизайнер и каллиграф Джим Паркинсон (Jim Parkinson). Не удовлетворившись увиденным и приобретённым в Парме, разработчики изучили все наиболее сохранившиеся книги Бодони, имеющиеся в США, особенно знаменитое "Manuale Tipografico", изданное в Парме в 1818 г. вдовой мастера. Руководил проектом Самнер Стоун, он же был дизайнером крупнокегельного курсива. Холли Голдсмит спроектировала прямые начертания, основанные на шрифте Filosofia Bassano, а Джим Паркинсон нарисовал курсив для мелкого кегля. Дженис Прескот Фишман создала прямые начертания для крупнокегельного набора, базирующиеся на шрифте Papale.
В итоге, в отличие от современных версий Бодони, основывающихся на геометричности формы, создан исторический шрифт, более или менее верно передающий рисунок знаков, созданных 200 лет назад самим мастером.
Правда, о полной историчности шрифта говорить сложно, поскольку метрическая система у Бодони была своя, да и современное понятие гарнитуры, включая сложившееся количество и вид начертаний, сложилось гораздо позже. По этой причине дизайнеры постоянно находились перед проблемой выбора формы из обширнейшего наследия Бодони и изменения рисунка, исходя из требования выбранной системы и данного начертания. Кроме того, ради большего соответствия друг другу промежуточные начертания ITC Bodoni Twelve созданы путём интерполяции крайних начертаний, ITC Bodoni Seventy-two и ITC Bodoni Six. Хотя, конечно же, была проведена существенная доработка формы и шрифт получился весьма соответствующий источникам, говорить об историчности тут ещё сложнее. И тем не менее, следует отдать должное создателям этого проекта, учитывая, что это первый столь полный опыт возрождения исторических форм и традиций, особенно в области классицистических шрифтов. |
||||||||||||||||||
Кириллические варианты Bodoni иностранных фирм. | ||||||||||||||||||
В начале XIX века для российских типографий активно поставлял свои шрифты Фирмен Дидо. Бодони редко изготовлял шрифты на заказ, в основном используя их для печати собственных изданий. Судя по тому, что в печатных русских изданиях того времени сделанные им кириллические шрифты замечены не были, по всей видимости, они изготовлялись не вследствие реального заказа, а из любви к искусству. В связи с этим, вплоть до 80-х годов XX века в качестве шрифтов классицизма у нас активно применялись шрифты Дидо и их многочисленные вариации. Ведущие западные фирмы часто имели свои версии кириллических шрифтов. Первые русские версии Бодони, по всей видимости, появились у фирм Бертольд (1967) и Монотайп. Кириллический Bodoni фирмы Monotype
Кириллический Bodoni фирмы Berthold (H. Berthold AG 1967)
|
||||||||||||||||||
Кириллический варианты Бодони отечественных фирм. | ||||||||||||||||||
Шрифт Тип Бодони ВНИИ Полиграфмаш
Шрифт ПТ Бодони(tm) фирмы ParaGraph За основу был шрифт Тип Бодони. Он был значительно облагорожен, приобрёл большую контрастность, чистоту и соответствие реальным рисункам Бодони. При этом шрифт сохранил некоторые родимые пятна своего прототипа, прежде всего это незамкнутая нижняя петля у g и барочный хвост Q. Узкое и декоративные начертания были добавлены в 1993-97 годах. Шрифт существует во всех кодировочных таблицах, для набора на языках, использующих латинскую и кириллическую графику, а также для набора со знаками старой русской и старославянской орфографики.
Шрифт NewBodoni фирмы SoftUnion Шрифт состоит из четырёх начертаний: нормальное, курсивное, жирное, жирное курсивное. За основу был взят рисунок шрифта, близкого к версии Linotype Bodoni 1914 г. По этой причине шрифт ценен прежде всего латинской версией, хотя и в ней есть некоторые странности, например, резко выпадающие по насыщенности в прямом начертании строчное и прописное S. Как особенность кириллической версии, следует назвать латинскую форму К, и как её отражение Ж в строчных и прописных. Характерным отличием также могут служить странные формы строчных курсивных в в размер прописных и д, со свисанием вниз, а также верхняя односторонняя засечка у ю. Далее можно добавить ошибки, типичные для западных людей, проектирующих кириллицу, а также видимое отсутствие профессиональных навыков в данной области. Это и оквадраченный, странной формы хвост у строчной б; и несбалансированные, падающие з и э с тяжёлыми каплями сверху; и прямоугольные, без засечек в верхнем соединении светлых штрихов, нетипичные для данного шрифта Д и Л (как строчные, так и прописные) и многое другое. Многие знаки визуально выпадают в наборе из-за несбалансированности по цвету и ширинам. К счастью, по происшествии времени, подобного качества шрифты можно видеть всё реже и реже. Шрифт существует в неполной кириллической кодировке.
Шрифт Borjomi фирмы DoubleAlex Font Studio Целое семейство, которое включает в себя шесть обычных и пять декоративных начертаний. Но это не совсем Бодони. По сути своей под одним именем объединены различные типы классицистической антиквы и более поздние декоративные интерпретации. Именно Бодони здесь могут считаться Borjomi Book и Borjomi в четырёх начертаниях: нормальное, курсивное, жирное, жирное курсивное. Так же, как и в версии SoftUnion, за основу был взят рисунок шрифта, близкого к версии Linotype Bodoni 1914 г. Кроме хорошей латинской версии, и кириллическая на порядок выше по качеству версии SoftUnion. Хотя и здесь много неясностей в форме знаков. Прямое начертание смотрится сравнительно неплохо, но в курсиве возникает множество вопросов. Верхний выносной элемент у д выглядит обрезанным и недоделанным, явно маловат и недотянут свисающий элемент у у, вызывает сомнения активная по цвету и форме г. Но в целом это одна из лучших версий настоящего Бодони, сделанного непосредственно в России. Шрифт существует в неполной кириллической кодировке.
|
||||||||||||||||||
В заключении... | ||||||||||||||||||
Множество шрифтов, носящих имя Бодони, продолжает активно и широко применяться в современной типографике. В рекламной и газетной продукции они обычно функционируют как акцидентные. В текстовом наборе крепкая структура знаков Бодони позволяет получать замечательные текстовые страницы. «...литера окажется тем прекраснее, чем отчётливее выразятся в ней упорядоченность, тщательность, хороший вкус и изящество». Использован материал статьи Д.Кирсанова "Джамбаттиста Бодони - шрифт и человек". |
||||||||||||||||||
Нужен оригинальный шрифт? | ||||||||||||||||||
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru | ||||||||||||||||||
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое. Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше... |