Как делают шрифты кириллической версии латинской гарнитуры. | ||||||||||||||||
Окончание материала, продолженного в предыдущей статье. Здесь будет рассказано о создании курсивных и жирных вариантах кириллической гарнитуры. |
||||||||||||||||
Суть проблемы: | ||||||||||||||||
Посмотреть на форуме. |
||||||||||||||||
Наклон и курсив | ||||||||||||||||
Существует два основных типа шрифтов, имеющих наклонные буквы, цифры и другие знаки: наклонные и курсивные. Наклонные шрифты образуются путем наклона прямых начертаний, и буквы в них практически сохраняют форму (на самом деле одного наклона недостаточно, для получения качественного шрифта требуется еще и оптическая корректировка форм знаков). Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что в них многие знаки (обычно строчные, но иногда и часть прописных) меняют свою форму, приближаясь к рукописным. Курсив считается более сильным средством выделения, чем просто наклонный шрифт, поскольку он сильнее отличается от прямого. Как правило, антиквенные шрифты (контрастные и с засечками) имеют в качестве выделительных начертаний курсивы, а гротески (неконтрастные и без засечек) обходятся наклонными, но современные тенденции в шрифтовом проектировании опровергают это правило: курсивные гротески более не являются исключением. В полиграфическую практику курсив был впервые введен итальянским издателем Альдом Мануцием в 1501 году как альтернативный текстовой шрифт большой ёмкости. Рисунок его был основан на рукописном письме папской канцелярии в Риме и отличался правым наклоном и каллиграфической формой строчных знаков при прямых прописных.
Тем не менее, уже в середине XVI века курсив стал использоваться как дополнительное начертание к прямому и приобрёл наклонные прописные знаки. В современных гарнитурах курсив применяется как средство выделения в тексте и как акцидентный шрифт. Для этого современные курсивы должны отличаться от основного начертания, помимо наклона, по форме, пропорциям и насыщенности (обычно курсивы светлее прямых начертаний). В среднем угол наклона курсивного начертания варьируется от 8 до 17 градусов к вертикали, хотя есть примеры и более прямых и более наклонных курсивов. В некоторых случаях (в шрифтах типа Ренессансной антиквы) углы наклона строчных и прописных различны: прописные традиционно более вертикальны. Как правило, курсив должен быть более узким, чем прямой шрифт, хотя в текстовых шрифтах, происходящих от линотипных, курсивы могут сохранять ширины основного начертания.
|
||||||||||||||||
Прописные буквы | ||||||||||||||||
В курсиве прописные, как известно, строятся по образцу прямых прописных, поэтому хочется получить их просто с помощью наклона. Однако при электронном или фотомеханическом наклоне рисунок некоторых знаков шрифта сильно искажается, поэтому требуется корректировка по форме. Объем её зависит от рисунка шрифта и угла наклона (чем больше угол, тем сильнее искажения), но, как правило, корректировать надо знаки с диагональными штрихами и круглыми элементами. В классических курсивах, правда, ВСЕ прописные обычно делают более узкими и светлыми. Кроме того, в некоторых классических курсивах — например, в некоторых версиях Garamond, Caslon, Van Dijck — отдельные прописные меняют форму по сравнению с прямым начертанием, приобретая каллиграфические росчерки.
Диагональные штрихи при наклоне меняют свою толщину: при правом наклоне нисходящие штрихи становятся более толстыми и короткими, а восходящие — более тонкими и длинными, поэтому необходимо компенсировать эти искажения формы.
Кроме того, возникают оптические искажения в местах соединений и перекрестий штрихов, требующие компенсации. Вместе с тем вся эта корректировка формы должна быть достаточно деликатной. Все округлые формы овалов и полуовалов при наклоне тоже искажаются, причем гораздо заметнее, чем диагонали. Положение наплывов в округлых штрихах
Поэтому круглые знаки надо или наклонять на меньший угол (не менее нескольких градусов), или рисовать отдельно, или довольно сильно корректировать, смещая боковые наплывы по часовой стрелке, а верхние и нижние части овалов — против часовой стрелки. В целом необходимо добиться более круглой формы овалов, наклон осей которых приблизительно совпадал бы с общим наклоном шрифта или казался несколько меньшим. Все это относится также ко всем элементам знаков, имеющим криволинейные штрихи. Описанная корректировка формы знаков справедлива и для просто наклонных начертаний. Можно сказать, что при машинном проектировании шрифта (с помощью программных средств) в наклонных шрифтах легче откорректировать знаки после наклона на экране, а в курсивных лучше заново нарисовать и оцифровать круглые буквы, знаки с округлыми элементами и диагональными штрихами, чем терять время на машинную корректировку. Вместе с тем способы корректировки зависят от характера рисунка шрифта и индивидуальных склонностей дизайнера. |
||||||||||||||||
Строчные буквы | ||||||||||||||||
В наклонном начертании строчные должны быть откорректированы подобно прописным. В курсиве строчные проектируются отдельно. При создании наборного курсива желательно представлять себе, как устроен курсив рукописный, а для этого лучше всего уметь его писать, поскольку форма строчных знаков в курсиве во многом определяется характером рукописных знаков. К счастью, в строчном кириллическом курсиве не надо отдельно проектировать буквы и, п и т, потому что они, как правило, совпадают с аналогичными по рисунку знаками латиницы. Как правило, строчные в классическом курсиве не только светлее и уже своих прямых родственников, но и немного ниже, если сравнивать знаки с верхней горизонталью. Это объясняется тем, что в курсивах очень мало верхних горизонтальных штрихов, большинство знаков имеют закругления в верхней части, которые нуждаются в оптической компенсации. Однако, чтобы эти буквы в смешанном наборе не выглядели выше, чем прямые, их обычно выравнивают, то есть снижают как раз на величину верхнего свисания (не менее 2% от роста).
Строчные в курсиве, как и в прямом начертании, по форме и конструкции весьма условно могут быть разделены на четыре основные группы.
Группа знаков с прямыми штрихами
Группа знаков с овалами
Группа знаков с диагональными штрихами 1) подобно ж в прямом начертании (с прямыми диагональными или изогнутыми боковыми ветвями), Последний вариант более каллиграфичен, но представляет трудности в проектировании из-за сложности выравнивания знака по цвету и ширине.
Буква к, в отличие от прямых начертаний, не всегда конструктивно связана с ж, как правило, она имеет либо диагональные, либо чаще — изогнутые ветви с каплей в верхней правой части. Форма буквы л в верхней части может быть треугольной, круглой, полукруглой или близкой к форме прямого л (с левосторонней засечкой). Буква х может состоять из двух скрещивающихся диагональных штрихов или быть образованной из двух незамкнутых овалов как в с, наподобие знака ж. Группа знаков с округлыми элементами |
||||||||||||||||
Акценты | ||||||||||||||||
Акценты в курсиве, помимо наклона, могут также отличаться по рисунку от акцентов в прямом начертании. Особенно это касается акцентов над Й и й, которые часто приобретают форму росчерков с одной каплей в левой части. |
||||||||||||||||
Полужирное и жирное начертания | ||||||||||||||||
Акцидентные жирные шрифты были изобретены в Англии в самом начале XIX века. Первый известный нам типографский жирный шрифт был спроектирован около 1800 г. Робертом Торном, учеником и продолжателем дела известного словолитчика Томаса Котрелла (рис. 22). Они применялись в крупном кегле для набора заголовков, афиш, объявлений. Однако представление о жирных шрифтах как выделительных начертаниях, в дополнение к светлому, которым набирался основной текст, возникло и было последовательно реализовано только в конце XIX века в Америке.
Один из крупнейших американских шрифтовых дизайнеров, Моррис Фуллер Бентон, в начале своей карьеры был приглашен в качестве главного художника в новую фирму American Typefounders (ATF), образовавшуюся в 1894 г. путем объединения 29 независимых словолитен Восточного побережья США. Вначале он должен был как-то классифицировать многочисленные шрифты, доставшиеся ATF от прежних владельцев. Среди них было много похожих друг на друга, потому что фирмы-конкуренты часто копировали удачный шрифт, пользующийся коммерческим успехом, и выпускали его под другим названием. Бентон расположил такие шрифты в порядке нарастания их насыщенности и объединил их общим названием. Так возникли понятия гарнитура шрифта (Type Family, то есть шрифтовое семейство) для группы шрифтов, близких по рисунку, но отличающихся по насыщенности, пропорциям или наклону, и шрифтовые начертания (Type Faces) для каждого шрифта из этой группы.
Первая гарнитура, организованная таким образом, была названа Букман (Bookman) по имени одного из ее компонентов. В 1896 г. Бентон начал работу над первым шрифтом, спроектированным как целая гарнитура. С помощью гравировальной машины-пантографа, изобретенной его отцом в 1884 г., Бентон разработал более 20 родственных начертаний (курсивных, жирных, узких и т.д.), основываясь на рисунках шрифта Челтенхэм (Cheltenham) архитектора Бертрама Гудхью. Гарнитура была окончена только в 1911 г., но благодаря своему успеху она уже в самом начале века вызвала массу подражаний в Америке и Европе, в числе которых наша гарнитура Академическая. Так, между прочим, в процессе создания жирных шрифтов родилась профессия шрифтового дизайнера, отделившись от профессий гравера-пуансониста, словолитчика, печатника и других типографских специалистов.
Сейчас стандартный набор начертаний в гарнитуре предполагает, помимо прямого светлого и курсива, наличие хотя бы одного полужирного начертания, которое служит для набора заголовков и смысловых выделений в тексте. Однако, как правило, современный шрифтовой дизайнер разрабатывает также полужирный курсив. Кроме этих четырех основных начертаний, для расширения области применения шрифта часто приходится предусматривать создание жирных и сверхжирных начертаний. Первым дизайнером, системно спроектировавшим гарнитуру с большим количеством взаимозависимых начертаний (полигарнитуру), был живущий во Франции швейцарец Адриан Фрутигер, разработавший в 1957 году шрифт Универс (Univers), в котором 21 начертание.
Полужирные и жирные начертания часто называют дополнительными или производными от светлых, потому что их часто получают путем ужирнения знаков. При их разработке проблема заключается в правильном определении соотношения насыщенности для каждого начертания относительно более светлых и более жирных. Насыщенность определяется в процентах отношением толщины основного штриха знака к его росту (высоте). Соотношение насыщенности каждого более жирного начертания к более светлому может колебаться в зависимости от общего количества ступеней насыщенности в гарнитуре, но прирост не может быть менее 30%, иначе контраст между начертаниями не будет восприниматься. Впрочем, в полигарнитуре с большим количеством начертаний соседние по насыщенности начертания могут не применяться вместе, и тогда между ними допустимы более тонкие соотношения. Проектирование букв полужирных и жирных начертаний в принципе не отличается от проектирования букв светлых и курсивных начертаний. Собственно, их принципиальная форма и все стилевые особенности и детали должны соответствовать стилевым особенностям более светлых начертаний, поскольку они общие для всей гарнитуры. Своеобразие и трудность состоят в том, что буквы жирных начертаний имеют гораздо большую площадь чёрного и соответственно меньшую площадь белого, в результате чего после определения нужной насыщенности главной проблемой представляется выравнивание по цвету всех знаков алфавита. Как правило, при проектировании жирного начертания оригинального шрифта дизайнер задает себе степени (в процентах) расширения каждого штриха, основного и соединительного, для строчных и прописных по отдельности, а также величину выносных элементов, свисаний и других деталей формы. Если дизайнер разрабатывает кириллическую версию существующего латинского шрифта, он должен тщательно соблюсти контраст по насыщенности между начертаниями, который предусмотрел его коллега — проектировщик исходного варианта. Для этого ему нужно точно выдержать все размерные соотношения, содержащиеся в латинице, применяя их к кириллическим буквам. В связи с тем, что строчные знаки более жирного начертания геометрически шире, чем соответствующие светлые знаки, то есть имеют более широкие пропорции, а также с тем, что они чернее (насыщеннее) светлых, при сохранении одинакового роста более жирные знаки в не очень крупных кеглях визуально выглядят ниже светлых. Поэтому для текстовых и акцидентных шрифтов некрупных кеглей в некоторых случаях рост строчных букв увеличивают по сравнению со светлыми (до 5%). Для надписей крупных размеров эта закономерность недействительна, поэтому в шрифтах для такого набора (а также, как правило, в прописных знаках текстовых шрифтов) рост букв сохраняется одинаковым во всех начертаниях. В любом случае полезно проверить принятое решение путем уменьшения пробного текста до реального кегля с последующей корректировкой знаков производного начертания.
При проектировании жирных начертаний особое внимание необходимо уделить оптической корректировке отдельных знаков и их деталей с целью выравнивания их по цвету. Для этого приходится активно использовать компенсаторы и врезы различных типов, менять толщины штрихов и идти на разнообразные ухищрения, чтобы шрифт выглядел ровным по насыщенности в наборе.
Поскольку все начертания в гарнитуре должны составлять единый ансамбль, состоящий, в свою очередь, из ансамблей более локального уровня (начертаний), как по цвету, так и по стилевым особенностям, я должен еще раз повторить, что в процессе проектирования шрифта необходимо все время держать в голове целое и постоянно возвращаться к уже спроектированным начертаниям, проверяя и уточняя найденные решения. Только такой подход, помимо опыта и чувства формы дизайнера, может дать некоторую гарантию качества. |
||||||||||||||||
Апроши | ||||||||||||||||
Апроши (от французского approche — подход, приближение) — так по традиции называются межбуквенные расстояния в шрифте. Апроши необходимы, чтобы изображения (отпечатки) знаков не слипались при наборе между собой. В металлическом наборе они были фиксированными и представляли собой расстояния от края боковой стенки литеры до крайней боковой точки её очка. Строго говоря, каждый апрош состоит из двух таких расстояний, или пробелов, двух соседних литер, поэтому правильнее называть эти величины для каждой литеры полуапрошами. Слишком плотные, узкие апроши приводят к визуальному слипанию знаков, а слишком широкие и просторные — к тому, что каждая буква воспринимается по отдельности. И то, и другое препятствует нормальному чтению. В эпоху шрифтов металлического набора минимальный размер апрошей был ограничен технологией матричного и шрифтолитейного производства, поэтому в целом апроши были свободнее, а набор менее плотный, чем сейчас. Апроши шрифтов для фотонаборных машин первых поколений зависели от конструктивных особенностей техники, в частности, от её разрешения или шага развертки, часто достаточно грубого. Все эти технологические ограничения на современном этапе отпали.
Величина апрошей зависит также от кегля применяемого шрифта. Чем мельче шрифт, тем относительно шире должны быть апроши, поэтому при увеличении кегля текстовых шрифтов апроши необходимо уменьшать во всем фонте. Процесс установки для каждого шрифта правильного значения межбуквенных расстояний в зависимости от кегля называется трекингом. Он стал возможен только с появлением новых технологий: фотонабора и компьютерной верстки. Правильный подбор трекинга при верстке может улучшить читаемость текста и в некоторых случаях сэкономить место на полосе. Поскольку строчные буквы кириллицы в основном состоят из прямых вертикальных штрихов (пресловутый "частокол"), строго говоря, их апроши в целом должны быть немного шире, чем в латинице, где в строчных преобладают округлые формы. Правда, пока что производители шрифтов не учитывают эти тонкие различия между латиницей и кириллицей, но, правильно подобрав трекинг при верстке, можно добиться полного взаимного соответствия многоязычных текстов по цвету и ритму. Для современного графического дизайнера или специалиста по компьютерной верстке понятие апрошей несущественно, поскольку он теперь может сам регулировать программным путем межбуквенные расстояния при наборе. Но для шрифтового дизайнера в процессе проектирования шрифта величина апрошей является одним из определяющих данный шрифт понятий. Именно в процессе проектирования шрифта в него закладываются те базовые апроши, которые позволяют получать нормальный набор текста без дополнительной настройки текстового редактора или верстального пакета, то есть в 90% случаев применения. После установки левого и правого апрошей типового прямого знака (например, Н) необходимо определить апроши типового круглого знака (например, О). Обычно они равны от 2/3 до 1/3 апроша прямого знака. Правильность выбранного апроша проверяется многократным набором соответствующего знака в сочетании с прямым (НННОНННОООНООО) и уменьшением до реального кегля. Как правило, апроши прописных знаков делаются немного (на 5-10%) больше, чем у строчных, потому что в противном случае прописные в сплошном наборе выглядят слишком сдвинутыми вместе. Однако при слишком большом различии апрошей у прописных и строчных прописная буква в комбинации со строчными образует слишком большой пробел. Чтобы избежать этого, в некоторых шрифтах правые апроши прописных знаков делают меньше, чем левые, как бы сдвигая очко знака вправо по кегельной площадке. Для этого вначале надо правильно расставить апроши у строчных, затем установить для прописных симметричных знаков нормальные симметричные апроши, в соответствии с ними определить апроши у остальных. Описанным образом устанавливаются апроши последовательно сначала в прямом светлом, затем в прямом жирном, а потом в курсивных начертаниях. В процессе определения апрошей у курсивов и наклонных начертаний надо обратить внимание на правильное сочетание их знаков с прямыми. Если наклонить шрифт и не изменить в нем апроши, то в сочетании с прямым начертанием знаки наклонного будут выглядеть сильно смещенными вправо. Чтобы избежать этого эффекта, надо сначала симметрично установить апроши у строчного о, а потом последовательно прогнать через о все остальные строчные и прописные буквы, корректируя у них апроши. Полезно также проверить сочетание курсива с прямым начертанием в наборе осмысленного текста. |
||||||||||||||||
Кернинг | ||||||||||||||||
Как бы хорошо ни были расставлены апроши в шрифте, в реальном наборе могут встретиться такие сочетания знаков, которые все равно будут образовывать визуальные дыры или сгущения и тем самым нарушать ритм чтения. Особенно это заметно в сочетаниях прописных знаков при крупном кегле: ГА, ТА, АТА, ЬТ и т.п. Визуальное выравнивание межбуквенных просветов в подобных сочетаниях называется кернингом. Термин происходит от английского kerning, связанного с термином kern, что означало свисающий за кегельную площадку элемент очка литеры. В металлическом наборе кернингом называлась индивидуальная подрезка (ручное подпиливание) двух соседних литер, чтобы выдвинутые вбок элементы их рисунка взаимно входили друг в друга. Такая операция могла быть проделана только в особо ответственном акцидентном наборе, а обычные текстовые шрифты не кернились. С появлением компьютеров и цифрового фотонабора проблема кернинга вернулась на новом уровне. Стало возможным держать в памяти машины критические сочетания знаков, так называемые кернинговые пары, с измененным значением ширин, которые позволяли сдвигать изображения этих знаков, чтобы визуально выровнять их межбуквенные просветы.
Сразу встал вопрос, сколько кернинговых пар нужно иметь в шрифте. По мере развития техники их возможное количество увеличивалось: вначале достаточным считалось иметь 20 пар, затем 80, затем 300. Затем оказалось, что можно кернить любой знак с любым другим, но это не нужно. И хотя в некоторых шрифтах сейчас количество пар доходит до нескольких тысяч, обычно считается, что для качественного набора достаточно 300-700 пар. Вначале таблица кернинговых пар была частью отдельного продукта, так называемой эстетической программы набора, а шрифты выпускались без кернинга. С увеличением объемов машинной памяти и появлением быстродействующих процессоров кернинг стал непосредственно встраиваться в шрифт, и скоро шрифты без кернинга станут если не редкостью, то второсортным продуктом.
Если же Вам не нравятся шрифты с кернингом, его всегда можно программно отключить. Использован материал статьи В.Ефимова "Проектирование кириллической версии латинской гарнитуры". |
||||||||||||||||
Нужен оригинальный шрифт? | ||||||||||||||||
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru | ||||||||||||||||
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое. Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше... |