Всё о шрифте Helvetica.

Arial, Artsans, Bastion, BastionKontrast, Cyrvetica, Enciclopedia, Europa Grotesk, Geneva, Harmonica, Helena, Helga, Helios, Helvetica, Hylvetica, Kolomna, Ladoga, Letterica, Megaron, Neue Haas Grotesk, Neue Helvetica, Nimbus Sans, Pragmatica, Sans, Sunny, Swiss 721, Switzerland, Typ Helvetica, Vanta. Это разные шрифты? Или разные названия одного и того же шрифта? Или разные шрифты очень близкого рисунка?
Если речь идет о латинской алфавитной основе, то скорее второе или третье. И, возможно, это абсолютно разные шрифты по рисунку, если мы говорим о кириллице.

Суть проблемы:

Посмотреть на форуме.

История создания шрифта Helvetica.

Во второй половине 50-х годов швейцарская шрифтовая фирма Haas/Haas'sche Schriftgiesserei AG поручила своему постоянному дизайнеру Максу Мидингеру (Max Miedinger) переделать существующий шрифт Haas Grotesk, восходящий к гротескам 19 века, таким, как Akzidenz-Grotesk. Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом (Edouard Hoffman) из фирмы Хаас, адаптировал рисунок Хаас Гротеска в духе времени, соответственно вкусам господствующей тогда швейцарской школы дизайна. Новый шрифт был назван Neue Haas Grotesk, то есть Новый Хаас Гротеск.

Когда в 1961 году германская фирма D.Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, он был переименован из соображений маркетинга в Helvetica, в честь латинского названия Швейцарии — Helvetia. Гарнитура Хельветика стала доминирующим шрифтом для многочисленных приверженцев интернационального типографического стиля, также известного как швейцарский стиль. Он зародился в 40-х годах в Швейцарии и культивировал ясность, точность и объективность.

Сначала гарнитура имела только несколько прямых начертаний. Затем она постепенно стала разрастаться, включая варианты разной насыщенности, узкие, широкие, а также наклонные начертания. Также были разработаны декоративные варианты: контурные начертания, с двойным контуром, трехмерные, оттененные, а также с закругленными концами штрихов.

Долгое время Хельветика была наиболее часто применяемым гротеском и самым популярным акцидентным шрифтом. В связи с этой популярностью в 1983 году фирма Linotype выпустила её улучшенную версию, названную Helvetica Neue, то есть Новая Хельветика, состоящую из невероятного тогда количества вариантов (51 начертание), включая сверхтонкие и сверхжирные. Helvetica Neue системно спроектирована, как Univers, и также имеет двухзначную цифровую систему обозначений, чтобы отличать одно начертание от другого.

С внедрением компьютерных настольных издательских систем Хельветика стала знакомым названием для каждого владельца домашнего компьютера, поскольку этот шрифт, наряду с Таймсом, был встроен в большинство операционных систем, текстовых редакторов и программ для верстки, от самых простых до профессиональных графических пакетов. При этом Хельветика продолжает широко применяться в типографике и рекламе.

Её популярность заставила фирму Microsoft заказать фирме Monotype гротеск близкого рисунка под названием Arial, насыщенность и ширины знаков которого совпадают со знаками Хельветики. Причины такого решения очевидны. Таким образом, шрифт, который мы сейчас находим в любом продукте фирмы Microsoft, был спроектирован, чтобы заместить Хельветику. И Microsoft не одинок: такие фирмы, как Agfa/Compugraphic, Autologic, Bitstream, Corel, Mannesmann-Scangraphic, Tegra/Varityper и другие создали свои версии Хельветики под названиями Helios, Geneva, Swiss 721, Switzerland, Europa Grotesk, Megaron и т.д. Нельзя сказать, что Хельветика — самая копируемая гарнитура среди латинских шрифтов, но, несомненно, благодаря своей популярности она относится к наиболее часто копируемым.

Но это латинские проблемы. Как же дело обстоит с кириллическими версиями Хельветики? Ещё хуже, потому что их гораздо больше, чем латинских вариантов. И качество их, в отличие от латинских прототипов, гораздо разнообразнее: от вполне профессионально спроектированных шрифтов до совершенно чудовищных поделок, которыми просто нельзя работать.

История создания кириллической Хельветики.

В России первые попытки кириллизировать Хельветику начались сразу после ее широкого распространения на Западе, начиная с 60-х годов, то есть задолго до начала компьютерной эры. Сколько художников этим занималось, теперь трудно сказать. Известны кириллические версии Хельветики работы Юрия Курбатова и Максима Жукова, Андрея Крюкова, Анатолия Кудрявцева, но это явно не весь список. Эти шрифты делались прежде всего для собственной работы в графическом дизайне и распространялись в лучшем случае из рук в руки в виде фотокасс. Они носили акцидентный характер и не предназначались для текстового набора, сейчас, может быть, на некоторые из них забавно смотреть, но подвижники, которые делали эти шрифты, героически пытались расширить скудный шрифтовой ассортимент советских времен. Эти люди заслуживают только уважения, потому что они подготовили почву для современной типографики. Надо ли говорить, что эти шрифты делались без разрешения и, следовательно, нелегально по отношению к фирме Linotype (держателю авторских прав на Хельветику).

Практически параллельно этим попыткам создать кириллическую Хельветику в СССР за рубежом началась разработка кириллических (и греческих) расширений настоящей наборной Хельветики, как и других распространенных на Западе шрифтов. Забавно, что эти два процесса шрифтотворчества развивались совершенно независимо друг от друга, что объясняется разделением тогдашнего мира на две противоборствующие системы.

Прежде всего разработкой кириллической Хельветики на основе соответствующей латиницы занялась сама фирма Linotype. Приблизительно в 1970 году Linotype выпустил несколько начертаний фотонаборной кириллической Хельветики, в конечном итоге их число достигло десяти (Light, Light Inclined, Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Condensed, Bold Condensed, Black Condensed, Inserat). Эти шрифты работали только на больших фотонаборных системах производства Linotype, например, таких, как автоматы ряда Linotron и Linotronic, которые поставлялись в СССР. пять начертаний этого шрифта (Upright, Inclined, Bold, Bold Inclined, Inserat) были позже переведены в цифровую форму и сейчас доступны в форматах TrueType и PostScript Type 1.
На больших фотонаборных системах других фирм работали свои кириллические варианты Хельветики (например, кириллический Helios фирмы Agfa/Compugraphic, кириллическая Helvetica фирм Berthold, Photon и др.). Разрабатывали кириллическую Хельветику и фирмы, производящие шрифты сухого перевода, например, Letraset (два начертания Light и Medium), а также производители систем ручного фотонабора, например, фирма Letterphot/Autopan, которую позже купил Scangraphic (два начертания Regular и Bold шрифта под названием Helena). Имена авторов этих адаптаций неизвестны (может, и к лучшему), а шрифты их сейчас забыты, за исключением переведенных в форматы TrueType или PostScript. Необходимо заметить, что практически все ранние кириллические шрифты, разработанные за рубежом, для нашего глаза выглядят достаточно чужеродно. Это касается даже таких профессиональных проектов, как Линотайповский. Но по крайней мере он был легальным.

История создания кириллической Хельветики для компьютерных систем.

После изобретения персонального компьютера и параллельно внедрению в нашей стране настольных издательских систем, Интернета и прочих благ цивилизации возник вопрос о кириллических шрифтах для этих систем вообще и о Хельветике — одном из самых распространенных шрифтов — в частности.

Первые кириллические шрифты для ПК в нашей стране, как известно, сделали программисты, хотя это был не лучший продукт их деятельности. (Какой же российский программист 80-х годов не занимался кириллизацией Курьера, Хельветики и Таймса?) Впрочем, они сами очень быстро догадались, что получается что-то не то, и нашли более осмысленное приложение своим силам, поэтому кириллические шрифты первой волны мы рассматривать не будем. Тем более, что эта шрифтовая самодеятельность происходила без всякого разрешения держателей авторских прав.

Кириллические шрифты второй волны (конца 80-х и начала 90-х годов), произведенные в России, в целом отличались сомнительным техническим качеством и несли следы спешки. Это был период российского шрифтового бума, вызванного сразу несколькими причинами: перестройкой, технологической революцией, экономическими изменениями и отменой идеологических ограничений. Надо было срочно ликвидировать нехватку кириллических наборных шрифтов. Этим занялись многие, от профессионалов до разных лиц и организаций, озабоченных возможностью заработать на дефиците шрифтов. Немногие из них пережили перестройку, и сейчас их имена (Alex Pandre, Apcom, InfoLada, NeaType, SignArt и др.) почти забыты, хотя шрифты их иногда откуда-то появляются. Надо сказать, что почти все более профессиональные фирмы (ParaGraph/ParaType, TypeMarket, DoubleAlex, Tilde, Az-Zet, Intermicro, SoftUnion, «Ленполиграфмаш»), производящие шрифты сейчас или в недавнее время действовавшие на отечественном шрифтовом рынке, тоже начали свою работу вместе с перестройкой. Легальность разработок в тот период никого не беспокоила: шрифты передирали друг у друга, в лучшем случае меняя их названия. Что уж говорить о каких-то обязательствах перед иностранцами.

В это же время наши зарубежные друзья тоже озаботились созданием для нас кириллических компьютерных шрифтов, в частности, Хельветики. Наверное, первой среди них была американская фирма Casady & Greene, печально известная своим шрифтовым набором Glasnost, которая быстро сделала и Хельветику такого же качества. Несколько получше получились кириллические Хельветики у германских фирм MacCampus — шрифты Kolomna и Ladoga и URW – гарнитура Nimbus Sans, а также американской фирмы Russian Type Foundry — семейство шрифтов Sunny. Самой лучшей кириллической Хельветикой в это время была цифровая версия фотонаборного шрифта фирмы Linotype. Авторы всех этих шрифтов нам неизвестны.

В России шрифтовой бум закончился приблизительно к 1994 году. Рынок кириллических шрифтов относительно заполнился, потребители стали обращать внимание на качество и искать новые шрифты. Процесс шрифтового производства и распространения перешел в нормальную стадию, которая продолжается и сейчас. Одновременно на Западе возник интерес к разработке нелатинских шрифтов (в том числе кириллических), вызванный распространением стандарта Unicode и внедрением Windows 95 и её локализованных версий. В результате произошло если не слияние, то во всяком случае значительное сближение позиций восточных и западных проектировщиков кириллицы, что нельзя не признать нормальным.

Кириллический версии гарнитуры Helvetica.

Сейчас мы можем встретить вокруг примерно с десяток разных вариантов кириллической Хельветики. Наиболее распространенным шрифтом этого типа нужно считать Arial Cyrillic фирмы Microsoft (он встроен в операционную систему Windows и её аппликации). Вторым по частоте встречаемости таким шрифтом может считаться PT Pragmatica фирмы ParaType (ранее ParaGraph), поскольку она растространяется вместе с клавиатурным драйвером ParaWin и другими программными продуктами как для Windows, так и для Mac OS. На платформе Macintosh часто встречается шрифт Bastion фирмы DoubleAlex Team. Также распространен шрифт TM Helios фирмы TypeMarket, довольно сильно развитый по начертаниям. Встречаются также варианты фирм Tilde (AG Letterica), SoftUnion (SU Cyrvetica, SU Hylvetica), Intermicro (IM Helga, IM Vanta). Могут также появиться Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Наиболее законными среди них должны считаться те кириллические шрифты, которые сделаны либо непосредственно на фирме — держателе авторских прав на латинскую версию, либо с её разрешения. В нашем случае это Helvetica Cyrillic и Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype. Все остальные перечисленные шрифты с точки зрения авторского права не являются Хельветикой, несмотря на качество разработки и степень близости рисунка.

Шрифт Arial Cyrillic фирмы Microsoft/Monotype
Рассмотрение современных кириллических версий Хельветики необходимо начать со шрифта Arial Cyrillic, в связи с его широким распространением и профессиональным качеством разработки (хотя это и не совсем Хельветика). Он прилично выглядит на экране компьютера и хорошо работает практически со всеми приложениями Windows, включая электронную почту. Для нужд обычного компьютерного пользователя качество этого шрифта вполне удовлетворительно, тем более, что он поставляется вместе с софтом. Однако если поглядеть на Ариал поближе и более пристально, окажется, что его кириллическая часть выглядит не всегда адекватно латинице. (Собственно, его латиница тоже не является шедевром шрифтового искусства, что, наверное, объясняется его происхождением, но мы сейчас это не обсуждаем).

Его основное начертание не очень ровное по цвету: буквы У, ж, к светлее, чем нужно. Пропорции некоторых характерных знаков нарушены: К, Л, Ф, к слишком узкие, а Ж, л, ф слишком широкие. В буквах И, Й нарушено правильное распределение толщин штрихов: вертикальные слишком тонкие, а диагональные чересчур толсты (похоже на зеркальное отражение латинской N). Бросается в глаза различное решение строчных букв д и л. Свисающие элементы у букв Ц, Щ, ц, щ недостаточно высовываются вбок для текстового шрифта. Понятно желание разработчиков внести существенную разницу в решение кириллических букв Ж, К, ж, к по сравнению с латинскими K, k, но все же для такого сурового шрифта они выглядят слишком извилисто.

Кириллический курсив Ариала выглядит гораздо сомнительнее. Это вообще очень трудная задача — создать настоящий курсив для кириллического гротеска, и нельзя сказать, что Monotype с ней справился. Достаточно взглянуть на довольно корявые буквы б, в, г, д. Сочетание букв курсивной формы б, в, г, д, и, й, т, ц, ш, щ, и наклонных, особенно таких, как л, м, н, ъ, ы, ь в тексте не производит впечатления единства. Жирные начертания имеют примерно те же недостатки, к которым прибавляются очень низкие и плоские полуовалы у Ъ, Ы, Ь, ъ, ы, ь, ъ, ы, ь и очень слабые по цвету акценты у Й, й.

Словом, шрифт Ариал почти хороший, профессионально разработанный шрифт для повседневных конторских целей. Его не надо искать. Он имеет достаточную насыщенность и хорошо реализован технически, чтобы прилично выглядеть на экране и при печати на устройствах низкого разрешения. Им можно набирать тексты, не ставя перед собой художественных задач. В пользу Ариала говорит также то, что он поддерживает все языки, положенные при кириллической кодировке (украинский, белорусский, сербский и македонский, помимо русского, болгарского и английского), то есть его файлы по знаковому составу точно соответствуют стандарту. Что неудивительно, потому что стандарт ввела фирма Microsoft. О профессионализме разработчиков Ариала можно судить по тому, что в курсивных начертаниях они применяют прямые дополнительные знаки, такие, как #, +, <, =, >, @, |, ™, ¤, ¦, ©, ¬, ®, ±, ¶ . Тем не менее лучше избегать шрифта Ариал в графическом дизайне всех видов, художественной литературе и других текстах, предназначенных для сплошного чтения. Пишите им письма по электронной почте. И уж конечно, всем противопоказано рассматривать увеличенные рисунки его букв. Во избежание порчи вкуса и настроения.

Шрифт Arial Cyrillic разработан в 1991 г.

Шрифт PT Pragmatica фирмы ParaType
Прагматика немного светлее и контрастнее Ариала. Она, как и Ариал, является вариантом гарнитуры Helvetica, поэтому её латинская часть не полностью совпадает с исходной версией. Среди характерных особенностей рисунка Прагматики прежде всего бросается в глаза конструкция кириллических букв К, к, отличающихся от формы K в латинице и похожих на аналогичные буквы шрифта Univers, а также форма ее строчного ф, напоминающего собой окружность, пересечённую вертикальным штрихом, как в греческой букве «фи». Все остальные хельветические шрифты используют конструкцию кириллической ф из двух овалов. Прагматика выпускается для всех форматов и платформ сразу в нескольких кодировках, включая, кроме кириллической, стандартную латинскую, центрально-европейскую, турецкую и азиатскую (для набора на языках народов Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока). Кстати, в её наклонных начертаниях применяются те же прямые формы знаков, как и в Ариале. Благодаря своему нейтральному рисунку Прагматика подходит как для конторской переписки, так и для набора книг, газет и журналов, неплохо читается в мелких кеглях и в крупнокегельных рекламных надписях. Её самый крупный недостаток — неполнота разработки, отсутствие многих необходимых начертаний, например, сверхсветлых, сверхжирных, наклонных, широких, узких, сверхузких. Сейчас она выпускается в десяти начертаниях: Extra Light, Book, Oblique, Medium, Bold, Bold Oblique, Book Condensed, Bold Condensed, Shadow, Shadow Oblique (два последних декоративные). Прагматика была задумана как отечественный аналог гарнитуры Neue Helvetica, но замысел был реализован примерно на четверть в отношении развития её по начертаниям. Впрочем, расширение количества начертаний Прагматики стоит в плане фирмы ParaType.

Гарнитура распространяется фирмой ParaType и её дилерами.

Шрифт PT Pragmatica разработан дизайнером В.Ефимовым, в 1989—94 гг.

Шрифт TM Helios фирмы TypeMarket
Гелиос чуть-чуть темнее и шире Прагматики. Латинские знаки этой гарнитуры весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Хельветики. Характерной особенностью её кириллицы (как и всех остальных хельветических шрифтов, кроме Ариала и Прагматики) является латинская форма буквы К и производных от неё Ж, ж, к, а также конструкция буквы ф из двух овалов. Главным достоинством Гелиоса можно считать его широкое развитие по начертаниям (десяти основных: Thin, Thin Italic, Light, Light Italic, Normal, Italic, Bold, Bold Italic, Black, Black Italic, десяти узких и десяти широких, совпадающих с основными по насыщенности, кроме того, три сжатых: Compressed, Extra Compressed, Ultra Compressed, и пять декоративных: Shadow Condensed, Shadow Condensed Italic, Shadow Compressed, Outline Condensed, Outline Condensed Italic, а всего 38 начертаний). В наших условиях сделать столько начертаний в гарнитуре – это трудовой героизм, хотя каждое начертание разработано только в одной (кириллической) кодировке. Правда, курсивные начертания Гелиоса на самом деле наклонные, включая и дополнительные знаки, такие, как #, +, <, =, >, @, |, ™, ¤, ¦, ©, ¬, ®, ±, ¶, •. Не правда ли, забавно видеть наклонный плюс, знак равенства и буллит?

Гарнитура распространяется фирмой TypeMarket, а также ParaType и её дилерами.

Шрифт TM Helios разработан дизайнерами А.Кустовым и С.Шановичем, в 1994-96 гг.

Шрифт AG Letterica фирмы Tilde
Леттерика заметно уже рассмотренных выше шрифтов. Латинские знаки этой гарнитуры также весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Хельветики. Характерной особенностью ее кириллицы (как и всех остальных хельветических шрифтов, кроме Ариала и Прагматики) является латинская форма буквы К и производных от неё Ж, ж, к, а также конструкция буквы ф из двух овалов. Конструкция букв Д, Л, д, л в этом шрифте не слишком удачна из-за вертикальных штрихов слева, поскольку их можно спутать с буквами П, п. Акценты в буквах Й, й слишком светлы как в светлых, так и особенно в жирных начертаниях. Леттерика разработана в 18 начертаниях: четыре основных (Roman, Oblique, Bold, Bold Oblique), восемь узких (Condensed, Condensed Oblique, Condensed Bold, Condensed Bold Oblique, Extra Condensed, Extra Condensed Oblique, Extra Condensed Bold, Extra Condensed Bold Oblique) и шесть сжатых (Compressed, Compressed Oblique, Extra Compressed, Extra Compressed Oblique, Ultra Compressed, Ultra Compressed Oblique). Её наклонные версии имеют тот же недостаток, что и у Гелиоса, относительно дополнительных знаков.

В России гарнитура Леттерика распространяется фирмой ParaType и её дилерами только в кирриллической кодировке, но в Латвии фирма Tilde поддерживает стандартную латинскую и восточно-европейскую (балтийскую) кодировки.

Шрифт AG Letterica разработан дизайнером А.Гринбергсом, в 1991 г.

Шрифт SU Cyrvetica фирмы SoftUnion
Сирветика по уровню шрифтового дизайна кириллической части уступает Прагматике, Гелиосу и Леттерике, хотя латинские знаки этой гарнитуры также весьма близки по рисунку к одной из версий латинской Хельветики. Её кириллические буквы ж, к подозрительно напоминают латинскую букву k без верхнего выносного элемента. Буква У неустойчива и падает вправо, буква Ф имеет слишком малые выступы вертикального штриха вверх и вниз. Буквы Ч, ч слишком разные по конструкции, у букв Ъ, ъ очень короткий и незаметный горизонтальный штрих слева вверху. Верхний выносной элемент у буквы б недостаточно пластичен. Буква Я по конструкции напоминает отраженную зеркально латинскую R. Гарнитура имеет 14 начертаний (Light, Light Oblique, Regular, Oblique, Bold, Bold Oblique, Extra Bold, Extra Bold Oblique, Narrow, Narrow Oblique, Narrow Bold, Narrow Bold Oblique, Outline, Open, два последние декоративные). Наклонные версии Сирветики имеют тот же недостаток, что и у Гелиоса, относительно дополнительных знаков. Разработана только для набора на русском и английском языках, то есть не полностью поддерживает кириллическую кодировку.

Гарнитура распространяется фирмой SoftUnion, а также ParaType и её дилерами.

Шрифт SU Cyrvetica разработан дизайнером Н.Всесветским, в 1994 г.

Шрифт IM Vanta фирмы Intermicro
Шрифтом Ванта, с моей точки зрения, вообще нельзя работать, настолько это шрифт непрофессионально выполнен, но поскольку время от времени он появляется на поверхности, необходимо сказать о нем несколько слов. Он имеет пять прямых начертаний (Extra Thin, Thin, Regular, Bold, Extra Bold). Это была попытка сделать кириллический прямой курсив, или минускулизовать строчные буквы кириллического алфавита. То есть вместо нашей буквы д взята латинская g, вместо и, п, т использованы латинские u, n, m. В свое время в Болгарии были подобные попытки как бы латинизировать строчные буквы в кириллице, но у нас они никогда не имели успеха, хотя были гораздо профессиональнее. Остальные кириллические буквы Ванты, которые нельзя было вытащить из латиницы, а надо было рисовать, такие, как Д, Ж, И, Й, Л, У, Ф, Ц, Э, Я, б, г, ж, к, л, м, ф, ц, щ, э, я выглядят не менее дико, так что даже нет желания объяснять, почему они неправильные.

Шрифт IM Vanta в 1991г.

Шрифт Helvetica Neue Cyrillic фирмы Linotype
Когда-то фирма Linotype взялась за разработку кириллических версий своих шрифтов руками российского дизайнера Алексея Чекулаева. Уже были выпущены новая версия кириллического шрифта Courier (четыре начертания), New Century, Schoolbook Cyrillic (четыре начертания), Sabon Syrillic (четыре начертания), Optima Cyrillic (четыре начертания), Univers Cyrillic (восемь начертаний), декоративные шрифты Shelley Cyrillic (три начертания), San Marco Cyrillic, Stencil Cyrillic, University Cyrillic, Wiesbaden Cyrillic. И наконец, в были выпущены 16 начертаний гарнитуры Helvetica Neue Cyrillic (восемь прямых от сверхсветлого до сверхжирного и к ним наклонные). Нам остается только ждать, когда будут сделаны остальные 35 начертаний настоящей легальной Хельветики.

Шрифт Helvetica Neue Cyrillic разработан дизайнером А.Чекулаевым, в 1998 г.

Использован материал статьи В.Ефимова "Джамбаттиста Бодони - шрифт и человек".

Нужен оригинальный шрифт?
Нет проблем - fontproblem@yandex.ru

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
Сомневаетесь в выборе хостинга? Хотите проверить, прежде чем платить? eServer.ru предоставляет Вам эту возможность! SSL, MySQL, SSI, PHP, PERL, C++, JSP, неограниченный трафик, домен бесплатно и многое другое.
Выберите нас, Вы не пожалеете об этом выборе! Узнать больше...
Hosted by uCoz